Нил Федорович Филатов

Нил Федорович ФилатовНил Федорович Филатов — родился 4 апреля 1847 года в селе Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии. Его отец, Федор Михайлович, потомственный дворянин, — обычный помещик среднего достатка. Главой семьи была мама, А.А. Шаховцова — дама строгая, с сильным нравом, вырастившая семь отпрыской: Миша, потом ставший инженером, Абрам — акушером-гинекологом, Нил — известным педиатром, Петр — доктором и офтальмологом, папой известного офтальмолога-академика, Героя соц. труда В.П.Филатова, Федор — земскими доктором, Борис — юристом и рано ушедший из жизни Николай, прошлый доктором.

Первоначальное образование Нил Федорович получил дома. Первым учителем его по русскому языку и арифметике был профессиональный крепостной человек Н.А.Морозов. В 1859г. Н.Ф.Филатов поступил во 2-ой класс Пензенского дворянского института, где сразу учились еще три его брата. По окончании Пензенского института Н.Ф.Филатов в 1864г. поступил на мед факультет Столичного института. 1-ое время он жил совместно с братом Абрамом. Комнату сняли у портного; холод в комнате был страшный, к утру леденела вода, а стенки покрывались инеем. Через год переехали к семье Запольских, один из которых, юный врач-гинеколог, был страстным любителем театра и первым актером на любительской сцене. Он привил эту любовь и Н.Ф.Филатову. В студенческие годы Нил Федорович был частым гостем галерки Малого театра. Н.Ф.Филатов обожал также симфоническую музыку и живопись. Увлечение театром и тесноватые связи с артистами он сохранил до конца жизни.

О жизни Нила Федоровича в студенческие годы ведает в собственных мемуарах его товарищ по вузу Н.В.Яблоков, потом главный доктор Софийской детской поликлиники. « В антрактах меж лекциями в курильной и коридорах старенькых клиник на Рождественке я встречал с виду срачного, высочайшего смуглого брюнета с шапкой курчавых волос на голове, придавших ему нерусский тип, всегда торопящегося, несловоохотливого, не достаточно компанейского юношу Филатова. Как я был удивлен, когда повстречал его в семейном кружке 1-го юного доктора радостным собеседником и остряком, доброжелательным, заразно смеющимся тем чисто детским непосредственным хохотом, которым могут смеяться люди с открытой душой и размеренной совестью, с его выразительными большенными темными очами, светившимися нескончаемой теплотой. Весь он произвел на меня тогда чарующее впечатление».

Из институтских учителей, оказавших огромное воздействие на формирование личности Нила Федоровича, сначала, необходимо подчеркнуть Г.А.Захарьина, Н.А.Тольского и А.Я.Кожевникова. Клиника Г.А.Захарьина была самой близкой для Н.Ф.Филатова. Н.А.Тольский оказал воздействие на выбор Н.Ф.Филатовым специальности врача-педиатра. Благотворное воздействие на Н.Ф.Филатова оказали и работы невропатолога А.Я.Кожевникова, последователя И.М.Сеченова и С.П.Боткина, верно понимавшего роль коры мозга в физиологических и патологических проявлениях организма.

После окончания в 1869г. мед факультета Столичного института Н.Ф.Филатов работал сначала земским доктором в родном Саранском уезде, а потом, по совету Н.А.Тольского — за границей, в клиниках и поликлиниках Вены, Праги, Гейдельберга с 1872 по 1874гг. Ах так обрисовывает он в письме к собственному сотруднике работу земского доктора: «Вообразите, я один на весь уезд. По географии на моих руках находится 58 тыщ человек, не считая жен и малышей, а последние-то приемущественно и находятся на моих руках». В то же время он женится на дочери примыкающего помещика Юлии Николаевне Смирновой. У их было 5 малышей, двое погибли в ранешном детстве от дифтерии. Никто из оставшихся малышей (два отпрыска и дочь) не унаследовал мед профессию отца, посреди их были преподаватели, юристы, музыканты.

За границей Нил Федорович изучал педиатрию, терапию, дерматологию, отоларингологию, патологическую анатомию и гистологическую технику. После возвращения в Москву в 1875г. и до конца жизни его научная, докторская, педагогическая деятельность была связана в главном с 2-мя учреждениями: детской больницей, сейчас его имени, на Бронной улице и мед факультетом института.

В 1876г. Н.В.Филатов искрометно защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии», а в 1877г. при содействии Н.А.Тольского был принят в число приват-доцентов по кафедре акушерства, дамских и детских заболеваний, где начал читать необязательный в то время курс детских заболеваний.

Одна за другой выходят в свет его большие монографии: «Диспепсия и грипп у детей» (1873), «О неких предрассудках при воспитании детей» (1876). Большой энтузиазм докторов завлекла его работа «Клинические лекции о распознавании и лечении катаров кишок у детей» (1881). Еще при жизни Н.Ф.Филатова она переиздавалась 4 раза и была переведена на германский и польский языки. В этом руководстве для врачей-педиатров Нил Федорович уделял повышенное внимание вопросам дифференциальной диагностики и оптимального питания, пропагандируя грудное молоко в качестве целебного средства при диспепсии у искусственно вскармливаемых малышей.

Через 4 года он издал 2-ое большое управление для педиатров — «Лекции об острых заразных болезнях у детей» (1885). Этот труд занес много нового в разработку таких зараз, как корь, скарлатина, дифтерия. Результатом работы Нила Федоровича в поликлинике на Бронной улице явился уникальный труд по педиатрии — «Семиотика и диагностика детских заболеваний с приложением терапевтического указателя» (1890). С маленькими промежутками до 1902г. вышло в свет 6 изданий этой прелестной книжки, оставившей далековато сзади себя «Педиятрику» С.Ф.Хотовицкого и переводные управления Фогеля и Бидерта, Геноха и др.

Узкий диагност и профессиональный клиницист, Н.Ф.Филатов в первый раз обрисовал новые заболевания малышей и новые формы проявления ранее узнаваемых заболеваний: скарлатинозную краснуху (четвертую болезнь), железистую лихорадку (заразный мононуклеоз), маскированную малярию грудных малышей, затяжные и безлихорадочные формы гриппа, ветряную оспу как самостоятельное болезнь. Он опровергал роль дифтерии в этиологии «скарлатинозного дифтерита». Более плодотворным был период работы на мед факультете Столичного института (1891-1902), в качестве директора поликлиники и доктора кафедры детских заболеваний, которую он возглавил после погибели Н.А.Тольского.

В 1894г. Нил Федорович в первый раз совместно с Г.Н.Габричевским применил в собственной поликлинике сывороточное исцеление при дифтерии. С сих пор Н.Ф.Филатов становится активным пропагандистом исцеления нездоровых дифтерией сывороткой. Не считая того, он разрабатывал вопросы патогенеза неких форм безальбуминурийных водянок у малышей и обрисовал новый, ранешний симптом кори (пятна Филатова), но как оказывается еще ранее описанный русским доктором Бельским, а уже после Н.Ф.Филатова — южноамериканским доктором Копликом (пятна Бельского-Филатова-Коплика).

В 1889г. Н.Ф.Филатов издал «Краткий учебник детских болезней», выдержавший 12 изданий, 6 из их при жизни создателя (12-е издание вышло в 1922г.). В 1900 и 1902г.г. под редакцией Н.Ф.Филатова вышли в свет два выпуска «Клинических лекций», при чтении которых каждый доктор испытывает настоящее удовольствие. Нездоровой ребенок описан так, будто бы читатель сам его следит. Таким макаром, награда Н.Ф.Филатова заключается в том, что он отдал русским докторам уникальные управления, учебники, устранив зависимость от переводной литературы. На прием к Филатову привозили нездоровых малышей из различных уголков Рф, ну и сам он часто выезжал на консультации в другие городка. Н.Ф.Филатову приходилось вылечивать малышей Л.Н.Толстого, с которым он был лично знаком. При всем этом, следя на дому малышей из бедных семей и зная, что одних фармацевтических средств недостаточно, он нередко сам брал продукты питания для нездоровых. Говорят таковой случай. Во время собственной утренней прогулки на Девичьем поле Нил Федорович заурядно шел по направлению к Пречистенке. Вдруг помощники увидели, что маршрут доктора поменялся: он стал ходить по направлению к Арбату. Оказалось, что он приглашен к томному нездоровому, в семью бедного канцелярского бюрократа. Случай был сложным, нездоровой не считая исцеления, добивался и питания, а средств не было. И вот доктор каждое утро входил в мясную лавку на Смоленском рынке, там ему обвертывали курицу, и с этой курицей под мышкой грозный Филатов шел к конурке хворого.

В собственных лекциях Нил Федорович уделял огромное значение моральному лику врача-педиатра, рассматривая один из основных вопросов докторской этики — отношение доктора к нездоровому. «Приступая к осмотру…малыша, доктор должен сначала поразмыслить о том, чтоб сходу не испугать собственного пациента… Всегда лучше, войдя в комнату хворого, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность приглядеться к новенькому человеку…». Все противные и тем паче болезненные манипуляции Н.Ф.Филатов рекомендовал создавать в конце обследования.

В последние 5 лет жизни здоровье Нила Федоровича приметно пошатнулось: обнаружились признаки общего атеросклероза, появились приступы грудной жабы. «Я помню, пишет В.И.Молчанов в монографии «Н.Ф.Филатов» (1947) одно заседание Общества детских докторов в 1899г. Собравшимся длительно пришлось ожидать собственного председателя. В конце концов, из квартиры Нила Федоровича сказали, что у него сердечный припадок и приехать он не может». Невзирая на такую суровую болезнь, Нил Федорович продолжал работать как и раньше, отдыхая исключительно в каникулярное время и то не стопроцентно.

17 января 1902г. он возвратился из Нижнего Новгорода, куда ездил на консультацию к нездоровому. Невзирая на утомление, вызванное поездкой, он в тот же денек, как и на последующий, был в поликлинике, воспринимал у себя на квартире нездоровых. 19 января вечерком, после возвращения с консультаций, Нил Федорович в один момент растерял сознание; прибывшие немедля докторы нашли паралич левой половины тела вследствие кровоизлияния в мозг либо эмболии одной из мозговых артерий. На другой денек нездоровому стало лучше: возвратилось сознание, появились движения в парализованных конечностях. Он стал проявлять энтузиазм к поликлинике, мед литературе. У докторов поликлиники и всех друзей Нила Федоровича появилась надежда на скорое его излечение. Но 25 января нездоровой стал апатичен, сонлив, а 26-го числа в 4 часа утра внезапно для дежуривших докторов в один момент скончался от нового кровоизлияния в мозг.

Погиб Нил Федорович Филатов в возрасте 55 лет, в расцвете собственной творческой деятельности. С горьковатым чувством неподменной утраты провожали его на Ваганьковское кладбище товарищи, коллеги, ученики, студенты, пациенты. Хоронила Нила Федоровича, можно сказать, вся Москва как человека, который был гордостью и славой российской мед науки, любящим и верным другом малышей.

Потомки чтут память Н.Ф.Филатова как родоначальника, корифея российскей педиатрии и почти все сделали для ее увековечивания: организовали премию имени Н.Ф.Филатова за выдающиеся труды в области детских заболеваний, присвоили его имя одной из огромнейших детских больниц столицы (Садово-Кудринская, 15), воздвигли ему в Москве два монумента. Какой-то из них, поставленный в 1922г. на местности детской городской медицинской поликлиники №13.

Другой монумент Н.Ф.Филатову поставлен в 1960г. в сквере, идущем повдоль Большой Пироговской улицы, рядом с клиникой детских заболеваний.

По материалам: Г.А.Лыскина. Н.Ф. Филатов на веб-сайте Первого МГМУ им. И.М. Сеченова