Заглавие способа чжень-цзю-терапия значит: чжен — укол иглой и цзю — прижигание. Способ заключается в нанесении укола либо ожога (прогревания) в определенные точки тела. Четкое время появления чжень-цзю-терапии не установлено, хотя понятно, что этот вид исцеления существует с глубочайшей древности и применялся еще в каменном веке для исцеления не только лишь людей, да и животных.
Началом внедрения укола острым камнем могло послужить случайное ранение какого-нибудь участка тела, отвлекшее внимание хворого от его основного мучения. Аналогично, случаем приобретенный ожог того либо другого участка тела, мог послужить излечивающим фактором основного заболевания.
В одном из китайских памятников древности «Шан-хай-цзинь» написано, что на горе Гаоши есть много камешков, из которых можно изготавливать каменные иглы. Китайские историки считают, что конкретно эти они получили заглавие бяньши, которыми воспользовались для исцеления в древности. При раскопках поблизости Пекина в местечке Чжаокуотян были найдены кварцевые иглы, в деревне Шагатун на северо-востоке Китая нашли иглы из других видов горного камня.
Каменными иглами в древности вылечивали разные острые и приобретенные заболевания, их применяли для вскрытия гнойников, кровопусканий и других хирургических манипуляций. Позднее на замену им пришли железные иглы, которые стали изготавливать из меди, серебра, золота и железа, а потом — из нержавеющей стали. Способ исцеления цзю состоит в том, что к определенному участку кожи прикладываются комочки тлеющей травки (в последствии стали использовать высушенную и обработанную полынь) с целью нагрева прямо до образования ожога. Места, на которые наносится раздражение при помощи чжен либо цзю, получили заглавие сюе, либо «жизненные точки».
В одной из первых книжек, описывающей способ чжень-цзю-терапии, «Цзо-чжуан» (V-IV вв. до н. э.), приводится случай, когда тяжело заболев, князь Цзинь Гунн (VI в. до н. э.) вызвал к для себя доктора по имени И. Хуан, который, осмотрев хворого, произнес, что болезнь неизлечима — ее нереально вылечить ни чжен, ни цзю. Это указывает, как огромное значение придавалось чжень-цзю-терапии.
Одной из первых чисто мед книжек Китая считается трактат «Ней-цзин». Эта книжка обычно приписывается полулегендарному императору Хуану Ди, потому именуется «Хуанди ней-цзин». Это канон китайской медицины. Время написания книжки относят к III-II вв. до н. э., хотя подразумевают, что она была написана существенно ранее и не одним создателем, а несколькими поколениями докторов. C точки зрения современной медицины в «Хуанди ней-цзин» есть большая толика мистицизма, но главные принципы лечебно-профилактических мероприятий сохраняют огромную познавательную ценность. В книжке содержатся сведения по истории китайской медицины, анатомии и физиологии человека, о принципах профилактики в медицине. В «Хуанди ней-цзин» описаны способы диагностики, которые используются в текущее время (осмотр, опрос, выслушивание, ощупывание — 4 способа обследования), приведены рецепты фармацевтических средств и принципы исцеления при разных болезненных состояниях, излагаются теоретическая база чжень-цзю-терапии и методика внедрения этого способа исцеления. В книжке в первый раз описаны 9 форм игл для чжень-терапии и полынные конусы для цзю.
Узнаваемый доктор Чжун-цзин (150-219 гг.) написал трактат о тифозной горячке «Шань-хань-лунь», в каком выложил выше 400 методов исцеления заразительных лихорадочных болезней и отдал более 100 советов о том, как уберечь себя от их. Чжун-цзин написал 1-ый сборник рецептов в Китае, многие из которых используются и на данный момент. Чжан Чжун-цзин подчеркивал значимость правильной диагностики, он в первый раз привел показания и противопоказания к использованию ряда фармацевтических средств. Наряду со многими другими способами исцеления Чжан Чжун-цзинь много внимания уделил и чжень-цзю-терапии. В его работах изложена методика терапии теплой иглой.
Одним из выдающихся докторов собственного времени был Хуа То (141-208 гг.). Он в совершенстве обладал хирургией и способом чжень-цзю. Конкретно Хуа То указал, что для получения большего целебного эффекта необходимо делать уколы сразу только в маленькое число точек (1-2) и непременно получать у хворого «предусмотренные ощущения». Хуа То огромное значение присваивал профилактике болезней, по его воззрению, физические упражнения должны быть неразрывно связаны с мед мероприятиями.
С конца III и начала IV вв. в китайской народной медицине вместе с чжень-цзю-терапией развивается фармацевтическая терапия с применением, как естественных, так и искусственно сделанных фармацевтических средств. Основателем этого направления считают Го Хоня. Одним из первых узнаваемых докторов, много сделавшим на этом поприще, стал Тао Хон-Дин. Его труд содержит описание практически 400 фармацевтических средств и еще столько же описаний веществ, усиливающих их действие либо меняющих их вкус и другие характеристики.
В VII веке был сотворен рецептурный справочник, сохранивший ценность и в наше время. Его создатель Сун Сы-Мяо (581-673 гг.). Он обрисовал способы исцеления многих заболеваний при помощи фармацевтических средств и отдал советы к применению чжень-цзю терапии.
В период эпох Вэй и Суй огромное распространение получила методика прижигания.
Эра Тан (618-916 гг.) была периодом распространения чжень-цзю-терапии в сопредельных с Китаем странах. Она получила ранг самостоятельной мед дисциплины. Педагоги, помощники и докторы учили учеников расположению меридианов и точек, способам владения иглой, прижиганию. Была введена система сдачи экзаменов на должность врача-специалиста по чжень-цзю-терапии.
Способ чжень-цзю-терапии просочился в Японию и другие восточные страны. А именно считается, что работы Хуан Фу-ми, в каких обобщены сведенья по чжень-цзю, послужили началом внедрения этого способа в Стране восходящего солнца. По другим источникам, способ иглоукалывания пришел в Японию в 414 г. до н.э., когда в страну были приглашены спецы из Кореи. Не считая того, понятно, что в 562 г. Чжи Пунь привез в Японию ряд руководств по чжень-цзю-терапии, усиливших энтузиазм японских докторов к этому способу исцеления, особое развитие получило прижигание. Через тибетских народных докторов чжень-цзю-терапия просочилась также в Индию и Монголию.
В эру Сунн, в 1026 г., появилась работа Вай Вэй-и, в какой была уточнена и упорядочена топография «жизненных точек», применяемых для чжень-цзю-терапии. Центральное правительство Китая распорядилось об издании этой книжки как официального управления. В 1027 г. были отлиты бронзовые фигуры человека с нанесенными на их точками для исследования чжень-цзю-терапии. Были изданы управления: книжка «Вай-кецзю-фа-лунь-цуй-синь-шу», посвященная использованию чжень-цзю в хирургии, книжка «Бэй-ций-цзю-фан» о применении чжень-цзю-терапии при оказании скорой помощи и т. д.
В 1303 г. татарский доктор и ученый Ху-Тай-Бэ-ли написал книжку «Тэн-лан-шу-шен», в какой развил теорию меридианов и точек, добавив к уже известным к тому времени 12 главным меридианам еще 2 — переднесрединный и заднесрединный.
В эру династии Мин (1368-1644 гг.) способ чжень-цзю-терапии получил широчайшее распространение, появилось много профессионалов, применявших этот способ исцеления. В 1530 г. узнаваемый доктор Ван Цзи написал книжку «Чжень-цзю-вэнь-дуй» в форме вопросов и ответов. В 1537 г. получила известность книжка «Чжень-цзю-цзюй-ин-фа-хуэй», содержащая большой фактический материал о способе чжень-цзю-терапии. А в 1601 г. Ян Цзи-чжоу написал труд под заглавием «Чжен-цзю-дачен», где подытожил все предыдущие результаты внедрения способа чжень-цзю-терапии, отдал примечания, дополнения и объяснения прежним теориям. Эта книжка употребляется в качестве официального учебного пособия и в текущее время.
В конце династии Мин были отлиты бронзовые статуэтки мужчины, дамы и малыша с нанесенными на их точками. В тот же период были изданы атласы со схемами меридианов и точек (атласы сохранились до наших дней).
Так, невзирая на то, что способ чжен-цзю-терапии уходит своими корнями в глубокую древность, применение этой методики в современной медицине дает красивые результаты в лечении разных патологий.