Сейчас в мире проживают 3 миллиона прооперированных Святославом Федоровым людей. Фонд его имени продолжает помогать слабовидящим из различных государств. А летом 2001 года в Чебоксарском филиале федоровского МНТК состоялось открытие монумента Святославу Федорову. Архитектору Владимиру Нагорнову удалось достигнуть не только лишь классного наружного сходства, да и передать колоссальную энергетику Федорова: человек-глыба из белоснежного мрамора — того самого белоснежного цвета, который он подарил своим клиентам…
Надежда всех «очкариков»
Святослав Николаевич Федоров всю свою жизнь предназначил тому, чтоб люди, носящие темные очки и не расстающиеся с белоснежными тросточками, узрели белоснежный свет. А те, у каких только начались трудности со зрением, никогда бы не дожились до жизни таковой.
Будущий доктор Федоров родился в 1927 году в небольшом украинском городе Проскурово, что в Хмельницкой области. Его отца, красноватого комдива, репрессировали в 1938 году. Потому Федоров не понаслышке знал, что означает быть «сыном неприятеля народа». Нельзя сказать, что он с юношества грезил о медицине, вероятнее всего здесь в дело вмешался Его Величество Случай. В те годы Федоров, как и многие его ровесники, увлекся искусством фото, потому, когда настало время выбирать собственный путь в жизни, не задумываясь, избрал офтальмологию: уж больно принцип устройства людского глаза напоминал фотоаппарат. В институте обучался средне, как говорится, звезд с неба не хватал. Увлеченность своим делом пришла только после того, как ему доверили сделать первую самостоятельную операцию. Это вышло в праздничек 8марта 1951 года. На кафедре уже полным ходом готовились отмечать Интернациональный дамский денек, когда доставили пострадавшего с травмой глаза. Он работал слесарем на заводе и при работе по металлу кусок зубила отпрыгнул и попал рабочему в глаз. Федоров ассистировал во время этой операции известному доценту Лакшину. Но внезапно, сделав анестезию, тот вдруг произнес Святославу: «Оперировать будешь сам», — снял перчатки и ушел из операционной. Операция прошла удачно, и сейчас Федоров уже не мыслил себя без офтальмологической хирургии. Он грезил отыскать средство, которое бы посодействовало обрести зрение людям с помутневшим хрусталиком. В то время они числились неизлечимыми. Тогда он поставил впереди себя цель: начать делать операции по подмене мутного хрусталика искусственным, сделанным из пластмассы.
Смелый новатор
В конце 50-х годов в Великобритании и Голландии уже имплантировали искусственные хрусталики, но у нас это числилось утопией. Юному доктору в его исследовательских работах вставляли палки в колеса все, кто только мог. А он шел напролом. Нашел на заводах народных умельцев, которые по его чертежам сделали 1-ые искусственные хрусталики из…шарикоподшипника! Без помощи других, наряду с текущей работой в поликлинике Архангельска, вживлял их в глаза подопытных зайчиков. Правда, для этого пришлось самому сделать особые мелкие иголочки из игл для операций на желудке, а дефицитные капроновые нити брать из дамских чулок. 1-ый итог не принудил себя длительно ожидать: прооперированные зайчики сразу кидались к морковке, а означает, отлично лицезрели обоими очами.
В сентябре 1960 года Святослав Федоров сделал первую в стране операцию по имплантации хрусталика человеку. Его пациенткой стала 12-летняя Елена Петрова. После операции к ней возвратилось зрение на 100%. Это была победа. (Сейчас Лене Петровой уже далековато за 50, а собственного отпрыска она именовала Святославом — в честь доктора, изменившего ее судьбу. Доктора, которого в Сибири называли «врачом от Бога»).
Только после того, как в Архангельск записываться на чудо-операцию потянулись сотки людей, посреди которых было много иноземцев, официальная медицина, в конце концов, признала способ Федорова. Его перевели в Москву, где сделали для работы все условия. Так появилась «империя Федорова» — узнаваемый всему миру МНТК (Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургии глаза»), который Федоров возглавлял долгие и длительные годы.
В последние годы Святослав Николаевич работал над мыслью внедрения электродов в систему мозга для того, чтоб можно было посодействовать человеку даже с атрофией зрительного нерва. Он заражал собственной уверенностью в успехе даже самых «тяжелых» пациентов. Никогда не гласил своим нездоровым категорическое «Нет». Заместо этого от него можно было услышать только: «Мы работаем над этим», «Мы подумаем», «Мы разберемся!».
Но не успел выполнить загаданое из-за катастрофической случайности. 2 июня 2000 года Святослав Федоров умер в авиакатастрофе. Спустя год на месте аварии была построена часовня Федоровской иконы божьей мамы. (Это в Москве,на улице Саломеи Нерис, что в Тушино, до окружной дороги).
На данный момент дело Святослава Николаевича продолжает его дочь — Ира Святославовна Федорова. Это опытнейший офтальмохирург, имеющий интернациональный мед диплом, защищенный в Италии, член Итальянского Ордена докторов и Американской Академии офтальмологии. В 2003 году Ира Святославовна открыла свою клинику, где улучшает методики отца.