Клептоман, или Воришка поневоле

Клептоман, либо Воришка поневолеДжимми Моррисон из группы The Doors в студенческие годы забавлялся с друзьями, устраивая соревнование: кто за раз пронесет больше неоплаченных книжек мимо кассы магазина. Вайнона Райдер была в один прекрасный момент схвачена стражами порядка при попытке выноса из бутика вещей на сумму 6 тыщ баксов. Актрису увидели, когда она срезала с платьица защитный ярлычок. Подобные случаи неоправданного воровства — не уникальность, но подтверждённый диагноз «клептомания» является редким экспонатом в коллекции иных личных расстройств. В Интернациональной систематизации заболеваний (10-й пересмотр, МКБ-10) патологическое воровство размещается в разделе «расстройства привычек и влечений» с шифровкой F63.2.

Мини-версия клептомании знакома хоть какому: неуж-то у вас никогда не появлялось желания прихватить «на память» полотенце либо мыло в отеле, бокал в ресторане либо пачку бумаги в кабинете? По статистике, хотя бы раз в жизни это проделывал каждый 3-ий. Мысль получить какой-нибудь предмет задаром очень соблазнительна. Данный неодолимый импульс как раз и управляет поведением человека, крадущего без цели наживы либо мести. Конкретно перед совершением кражи он ощущает завышенное напряжение в теле, которое по окончании афёры сменяется облегчением либо даже наслаждением. Обычно, придя в себя, горе-воришка испытывает сильное чувство вины и раскаяния. Да-да, вы не ослышались, настоящий клептоман отлично сознаёт всю деструктивность собственного поведения и даже пробует одолеть губительную привычку. Вне приступа подобные пациенты этичные и законопослушные граждане.

Воровство и клептомания — это одно и то же? Совершенно нет. Клептомания — это патологическая одержимость совершать кражи, возникающая импульсивно, как приступ. Воровство, напротив, действие обмысленное и спланированное заблаговременно, направленное на приобретение вещественных ценностей, время от времени — метод заработка. Клептоману украденный предмет полностью не нужен, для него принципиально только удовлетворить разгоревшееся желание совершить кражу. Конкретно от этого он получает наслаждение, сопоставимое с эйфорией наркомана, добывшего наркотик. Итак, можно прийти к выводу: вору увлекателен итог, а клептоману — процесс.

Аспекты диагностики клептомании:

  • циклическая временами плохая попытка сопротивляться порыву украсть что-либо, в чем же не нуждаешься лично либо что не представляет валютной ценности;
  • нарастающее конкретно перед кражей напряжение либо состояние предвкушения радости;
  • чувство ублажения и облегчения во время и сходу после кражи;
  • кража не совершается из чувства мести, гнева либо в состоянии раздражения;
  • совершающий кражи не является нездоровым шизофренией;
  • клептоманическая кража происходит без помощника: тут неосуществим факт совместного сотрудничества.

Принципиальная вещь, о которой нужно упомянуть, состоит в том, что клептомания не лечится медикаментозно. Страдающему от недуга человеку может посодействовать только психотерапия либо гипноз. Исцеление такового индивидума полностью может быть, отличные результаты дают нейро-лингвистическое программирование и поведенческая психотерапия. Принципиально разобраться в мотивах, побуждающих человека совершать кражи, также осознать, в чём корень трудности. Часто клептомания развивается ещё в детском возрасте на фоне разных психологических потрясений и чувственных травм. Беря во внимание, что вещественная нажива не является целью кражи, можно не удивляться тому факту, что посреди «вынужденных» воров много обеспеченных людей, способных приобрести всякую вещь обычным методом. Помните: осуждать, инкриминировать либо наказывать хворого полностью никчемно.

Кражи у собственных знакомых, друзей и родных, по воззрению многих профессионалов, выступают последней стадией заболевания. Человек, решившийся своровать что-либо в гостях, совсем утерял возможность держать под контролем ненужные импульсы.

Есть предположение, что клептомания, как и игромания, развивается на базе инстинкта самосохранения. Другими словами, это рвение получить особенное наслаждение от риска, «щекотания нервов» в специфичной игре с милицией, родителями, сотрудниками либо служащими магазина, где совершается кража. Она порождает острое чувство, что тебя могут в хоть какой момент схватить, но еще пока не схватили. Жизнь клептомана при всем этом подвергается только косвенной опасности, связанной с потерей социальной свободы либо зазорным разоблачением.