Джон Бродес Уотсон — это южноамериканский психолог, один из основоположников бихевиоризма (науки о поведении), бывшего очень распространённой теорией в западной психологии XX века. Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском институте в 1903 году, носила заглавие «Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белоснежной крысы, сопряжённого с ростом нервной системы». Можно сказать, что это была 1-ая современная книжка, описывающая поведение крыс. Фактически говоря, бихевиористы и к человеку подходили с той же стороны, не стремясь находить в нём сознания и тонких духовных структур, а списывая формирование личности только на особенности поведенческих реакций и рефлексов.
Кроме остального, Джон Уотсон занимался исследовательскими работами природы страхов и фобий, хотя от белоснежных крыс ему в работе отступить так и не удалось.
«Крошка Альберт». Имя Уотсона крепко связано с одним из его самых узнаваемых и, сразу, противоречащих этике тестов, который вошёл в историю под заглавием «Крошка Альберт». Альберт — это 9-месячный малыш, сирота из приюта, которого Джон Уотсон избрал в 1920 году для проведения опыта по исследованию формирования реакции ужаса применительно к объектам, которые ранее его не вызывали. Другими словами, задачка учёного была ординарна: привить малышу ужас, которого у него не было ранее, чтоб показать процесс научения и развития рефлексов. В качестве объекта, которого мальчишка был должен начать страшиться, психолог выбрал ту, свою возлюбленную, белоснежную крысу.
Ход опыта. На первом шаге Джон Уотсон и его юная помощница Розали Рейнер усаживали Альберта на коврик в лаборатории и позволяли ему играть с разными животными. В комнату приводили собак, зайчиков и, в том числе, злосчастную белоснежную крысу. Никого из их ребёнок не страшился, потому с радостью контактировал с хоть каким зверьком — огромным и малым. Всё поменялось, когда через 2 месяца безмятежных игр Уотсон принялся ударять стальным молотом по громоздкой железной пластинке, расположенной точно за спиной 11-месячного малыша, всякий раз, когда тот прикасался к крысе. Само собой, малыш решил, что взаимодействие с хвостатой лучше уменьшить и принялся её избегать. Но учёным этого показалось не достаточно. Джон Уотсон просил свою помощницу подбрасывать крысу в колыбель к мальчугану, а сам в этот момент ударял молотом по пластинке (у самой головы крохи) 5 раз попорядку. Итог не принудил себя ожидать: очень скоро малыш звучно рыдал и пробовал «сбежать» при одном только взоре на белоснежную крысу. Что ещё ужаснее, та же самая реакция появилась у Альберта на белоснежного зайчика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и остальные предметы, которые хоть кое-чем напоминали белоснежного грызуна, хотя их демонстрация никогда не сопровождалась ужасающими ударами молота.
Выводы. Как ни безжалостно, но Джон Уотсон обосновал свою правоту: многие ужасы, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в ранешном детстве. Не считая того, совсем разумеется, что имеет место перенос реакций ужаса на схожие объекты. Другими словами, если вы боитесь бороды Санта-Клауса, то дело может быть совершенно не в ней, а в белоснежной крысе, которая «досаждала» вам в детстве.
Судьбы героев. Очевидно, опыт не прошёл безо всяких следов для злосчастного крошки Альберта, у которого сформировался целый «чемодан» безосновательных страхов всего белоснежного, лохматого, хвостатого и т.д.. Психика малыша была неисправимо нарушена, но в 20-е годы бытовала версия Джона Уотсона, согласно которой ребёнка после опыта усыновили. В наше время (а именно, в 2009 году), исследователи принялись за более детализированный анализ произошедшего. Им удалось найти карапуза, который, вероятнее всего, прятался под псевдонимом «крошка Альберт». К огорчению, он погиб, чуть дожив до 6 лет. Что все-таки касается психолога, то в 1920 году он был обязан покинуть место в институте Джона Хопкинса, где и проводил собственный ожесточенный опыт. Но если вы успели поразмыслить, что это вышло из-за неэтичного опыта, то ошиблись. Уотсон стал участником ещё 1-го скандала, связанного с романом с аспиранткой Розали Рейнер, которая как раз и выступала ассистенткой учёного в работе по исследования страхов. Завершилась история гулким разводом бихевиориста и его свадьбой на Рейнер, но другие институты не торопились принимать беспринципиального спеца на работу. В связи с этим Джон Уотсон переехал в New-york и начал работу в маркетинговой промышленности.