Синдром приобретенной вялости (СХУ), также узнаваемый, как «миалгический энцефаломиелит» и «поствирусный синдром усталости», — болезнь, характеризующееся лишней физической и/либо ментальной утомляемостью, неадекватной величине выполняемой работы и не исчезающей после отдыха.
Болезнь СХУ получило заглавие после эпидемии в штате Невада (США) в 1984 году. В 1988 году СХУ предложен, как отдельный диагноз. Распространенность заболевания посреди взрослого населения варьирует в широких границах: от 7 до 3000 случаев на 100,000 населения. Более нередко болезнь встречается в возрасте 30-40 лет, хотя описано во всех возрастных группах. Соотношение парней и дам составляет 1:4. В Великобритании частота распространенность заболевания составляет 1:250.
Клиническая картина
Появлению заболевания почти всегда предшествует стрессовая ситуация. В исследовании Salit I.E. и соавт. (1997) данный фактор имел место у 114 из 134 нездоровых СХУ (85%). Традиционным считается острое начало заболевания, сопровождающееся гриппоподобными синдромами. Более всераспространенными аспектами заболевания являются южноамериканские аспекты, предложенные в 2003 году для Центров по Предотвращению и Контролю СХУ, согласно которым для постановки диагноза нужно выполнение последующих критериев (см. таблицу).
Классификационные аспекты СХУ (2003)
- Появление не поддающейся объяснению персистирующей беспомощности, не связанной с нагрузкой и значимо не уменьшающейся в покое, приводящей к существенному ограничению обыкновенной активности.
- Четыре и поболее симптома, длящиеся более 6 месяцев:
- Понижение концентрации внимания, ухудшение памяти
- Появление выраженного длительного чувства недомогания либо изнеможения после физической либо умственной нагрузки.
- Неудовлетворенность сном
- Мышечная слабость/миалгии
- Полиартралгии
- Возникновение новейшей либо усиление предыдущей мигрени
- Рецидивирующие боли в горле
- Болезненность подмышечных, шейных лимфоузлов
Посреди других симптомов более нередко описываются: симптом раздраженной толстой кишки, ознобы, завышенная ночная потливость, «туман в голове», торакалгии, приобретенный кашель, различные нарушения зрения, поливалентная аллергия, ортостатическая неустойчивость, депрессия, раздражительность, тревожность, панические атаки. Более нередко болезнь просит проведения дифференциального диагноза с фибромиалгией, гипотиреозом, заболеванием Лайма.
Согласно результатам исследования И.Н. Мороз и соавт. (1998), более нередко СХУ встречается посреди последующих групп населения:
- Ликвидаторы аварии на ЧАЭС и лица, живущие на экологически грязных территориях;
- Постоперационные нездоровые, в особенности онкологические с следующей лучевой и химиотерапией;
- Нездоровые с приобретенными воспалительными болезнями, в том числе со сокрытым течением;
- Бизнесмены, как обычные представители обитателей больших городов, подвергающихся чрезмерным эмоционально-психическим нагрузкам на фоне вещественного достатка и понижения физических нагрузок.
В том же исследовании были выделены обычные причины риска для СХУ:
- Неблагоприятные эколого-гигиенические условия проживания, в особенности с завышенной лучевой нагрузкой на организм;
- Воздействия, ослабляющие общую, иммунологическую и нервно-психическую сопротивляемость организма (наркоз, оперативные вмешательства, приобретенные заболевания, химиотерапия и лучевая терапия, а может быть, и другие типы неионизирующего облучения (компы) и пр.;
- Нередкие и долгие стрессы как обычные условия работы и жизни в современном на техническом уровне высоко развитом обществе;
- Одинаковая напряженная работа;
- Неизменная недостающая физическая нагрузка и отсутствие физкультурных и спортивных занятий при достаточном благосостоянии и лишнем структурно нефизиологическом питании;
- Отсутствие актуальных перспектив и широкого энтузиазма в жизни
Патогенез
Четкие механизмы и патогенез СХУ до конца не определены. Кроме генетической расположенности, биомедицинских и эпидемиологических особенностей заболевания главные исследование в текущее время ориентированы на исследование воздействия оксидативного стресса, бактериальной и, в особенности, вирусной инфекции, нарушение функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, иммунной системы.
С учетом часто острого начала заболевания, сопровождающегося гриппоподобными синдромами, более изученной в текущее время является заразная либо вирусная теория, согласно которой основными триггерными факторами СХУ могут служить вирус Эпштейна-Барр, цитомегаловирус, вирусы обычного герпеса I, II, VI типов, вирус Коксаки, гепатит С, и другие. Все же, бессчетные наблюдения свидетельствуют о наличии количественных и многофункциональных нарушений иммунной системы. Описано понижение IgG1 IgG3, CD3, CD4, NK-киллеров, увеличение уровня циркулирующих комплексов и антивирусных антител различного типа, увеличение β-эндорфина, интерлейкина-1 и интерферона, также фактора некроза опухоли. Практически у всех нездоровых СХУ найдено уменьшение числа и/либо понижение функции естественных киллеров. Таким макаром, приобретенные результаты свидетельствуют о вовлеченности, как Т-, так и В-клеточное звеньев иммунной системы.
Исцеление
Исцеление СХУ просит всеохватывающего подхода, с учетом разделения на ранее описанные группы заболевания, личных особенностей каждого пациента. Посреди общих, в большей степени немедикаментозных видов влечения более действенным признано сочетание:
- Нормализация режима физической нагрузки, отдыха и питания
- Физиотерапия, массаж вместе с гидропроцедурами и целебной физической культурой
- Психотерапевтические способы воздействия с привлечением проф психологов
- Другие вспомогательные средства (дневные транквилизаторы, энтеросорбенты, ноотропные средства и др.)
Ряд клинических исследовательских работ показал эффективность препаратов L-карнитина (и его эфиров) при СХУ. Дневная доза составляла обычно 2 г. Пришествие эффекта практически у всех нездоровых развивается с 2-й недели и добивается максимума меж 4-8 неделями.
В октябре 2011 года норвежские ученые представили результаты открытого исследования, показавшего эффективность внедрения анти-В-клеточной терапии в лечении синдрома приобретенной вялости (СХУ). В исследовании учавствовали 30 пациентов с СХУ. Половине нездоровых проведены 2 инфузии ритуксимаба по 1000 мг на введение, 15 человек получили плацебо. По последней мере умеренное уменьшение симптомов было отмечено у 10 пациентов в группе ритуксимаба (67%) и только у 2-ух в группе плацебо (13%). И хотя почти всегда продолжительность эффекта составила от 8 до 44 недель, у 3-х пациентов в группе ритуксимаба и 1-го в группе плацебо отмечено пришествие длительной ремиссии в течение 2,5 лет после окончания терапии.
Ритуксимаб (MabThera®, Hoffmann-La Roche Ltd.) — генно-инженерные химерные антитела к CD20+, содержащие человечий IgG1Fck-постоянные регионы и непостоянные легкие и томные цепи мышиного анти-CD20+ (IDEC-2B8), реагирующие с человечьими CD20+. Однократное введение продукта приводит к транзиторному понижению уровня CD20+ клеток, длящееся до 6 месяцев, после этого, в течение следующих 9-12 месяцев происходит нормализация уровня В-клеток.
Приобретенные результаты требуют проведения дополнительных исследовательских работ, направленных на более пристальное исследование иммунологических нарушений при данной патологии.
Материалы к статье
- И.Н. Мороз, А.А. Подколзин. Новое в диагностике и лечении синдрома приобретенной вялости. Профилактика старения »» Выпуск 1 1998.
- Afari N, Buchwald D (2003). «Chronic fatigue syndrome: a review». Am J Psychiatr 160 (2): 221-36.
- Werbach M.R. Nutritional strategies for treating chronic fatigue syndrome // Altern Med Rev. 2001. Feb; 6(1): 4-6.
- Brenda Goodman Rituximab May Also Treat Chronic Fatigue Syndrome Mescape Rheumatology (24.10.2011).