Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром недостатка внимания и гиперактивностиСиндром недостатка внимания и гиперактивности (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

СДВГ был в первый раз описан медиком Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. В 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл (George F. Still) опубликовал серию лекций для the Royal College of Physicians в Великобритании, в каких описывалась группа импульсивных малышей со значительными бихевиоральными неуввязками, связанными с генетической нефункциональностью, а не с нехорошим воспитанием малыша

СДВГ почаще встречается у мальчишек. Относительная распространенность посреди мальчишек и девченок колеблется от 3:1 до 9:1, зависимо от критериев диагноза, способов исследования и групп исследования (малыши, которых направили к доктору; школьники; население в целом). От этих же причин зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 % до 25-30 %). По неким данным, распространенность синдрома посреди младших школьников составляет порядка 10-15 %, у мальчишек он встречался в 2,8-3 раза почаще, чем у девченок.

Клиника

Основными симптомами СДВГ являются недостаток внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки возникают в очень ранешном возрасте. Потому что многие здоровые малыши тоже имеют такие симптомы, но выраженные в наименьшей степени, либо вызванные другим расстройством, для малыша принципиально тщательное обследование и соответственный диагноз, поставленный высококвалифицированным спецом.

Симптомы СДВГ возникают в течение многих месяцев, обычно симптомы импульсивности и гиперактивности предшествуют симптомам нарушения внимания, которые могут не появляться в течение года и поболее. Различные симптомы возникают при различных соц критериях, зависимо от требований к самоконтролю малыша в определенной ситуации. Ребенок, который «не может посиживать расслабленно» либо который все разрушает, приметен в школе, а невнимательного мечтателя могут и не увидеть. У импульсивного малыша, который поначалу делает, а позже задумывается, могут представить «трудности с дисциплиной», тогда как пассивного либо копотливого малыша могут посчитать просто не очень целевым. Все же, у обоих могут быть различные типы СДВГ. Все малыши время от времени неспокойны, время от времени делают что-то не думая, время от времени уплывают куда-то в мечтах. Когда гиперактивность, отвлекаемость, нехорошая концентрация внимания либо импульсивность начинают оказывать влияние на успеваемость в школе, дела с другими детками либо поведение дома, у малыша можно заподозрить СДВГ. Потому что зависимо от соц критерий симптомы очень варьируются, поставить диагноз СДВГ очень тяжело. Это в особенности правильно в тех случаях, когда первичным симптомом является недостаток внимания.

Гиперактивные малыши, кажется, повсевременно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза либо беспрестанно говорят. Для их оказывается трудной задачка посиживать расслабленно за столом во время обеда и школьного урока либо расслабленно разговаривать. Они извиваются и ерзают на стульях, либо рыщут по комнате. Либо крутят ступнями, все трогают, звучно стучат карандашом. Гиперактивные дети либо взрослые ощущают внутреннее беспокойство. Они нередко говорят, что им необходимо быть занятыми, и могут попробовать делать несколько дел сразу.

Импульсивные малыши не могут сдержать свою конкретную реакцию либо поразмыслить перед тем, как что-то сделать. Они нередко выпаливают неподходящие комменты, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не беря во внимание последствий собственного поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то хотимого либо собственной очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого малыша либо стукнуть, если они расстроены. Даже дети либо взрослые импульсивно выбирают для себя занятия, которые приносят пусть небольшую, но незамедлительную отдачу, заместо того, чтоб заняться делом, требующим огромных усилий, да и дающим еще большее вознаграждение — правда, позже.

Аспекты диагностики

К главным диагностическим аспектам относятся

  1. Несоответствующие возрастным чертам и свидетельствующие о недостаточной адаптации
  • нарушения внимания
  • гиперактивность и импульсивность

2. 1-ые симптомов развиваются в возрасте до 7 лет

3. Симптомы сохраняются повсевременно в протяжении 6 месяцев в таковой степени выраженности, которая свидетельствует о нехороший адаптации малыша.

4. Недостающая адаптация проявляется в разных ситуациях (дома, в школе) невзирая на соответствие уровня умственного развития обычным возрастным показателям

Тревожные сигналы

  • В период до года — синдром завышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный вопль, двигательная активность повышена, вегетативные реакции, нарушения сна, приема еды, нарушения ЖКТ)
  • Многие малыши с СДВГ отличаются от сверстников высочайшей двигательной активностью уже в 1-ые год — два жизни.
  • Начинают ходить с опережением
  • Лишная моторная активность всегда бывает бесцельной и не соответствует требованиям определенной обстановки, может сочетаться с деструктивным поведением
  • ребёнок не может играть в размеренные игры,
  • не в состоянии сосредоточиться на задании и окончить его
  • кидает одно занятие и начинает другое, не окончив которого, перебегает к последующему.
  • Трудность в соблюдении правил поведения
  • Порывистость, необдуманность поступков
  • Энурез, энкопрез

Стадии развития при СДВГ

До года — синдром завышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный вопль, двигательная активность повышена, вегетативные реакции, нарушения сна, приема еды, нарушения ЖКТ)

От года до 3 лет — завышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения речевого развития, нарушения сна, энурез, энкопрез

Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. в главном появляются симптомы гиперактивности и импульсивности. Многие отстают от сверстников в развитии способностей речи и моторики.

Школьный возраст — от 8 до 13 лет формирование школьной дезадаптации и трудности в установке отношений со сверстниками. Нередко бывают обыкновенные социальные фобии, запальчивость, брутальное поведение. Слабенькая психоэмоциональная устойчивость и низкая самооценка. Гиперактивность после 9 лет слабеет, но импульсивность и нарушения внимания остаются.

Подростковый возраст — от 14 до 18 неуспеваемость в школе, трудности в окончании выполнении долгих заданий, отсутствие самостоятельности, не может работать без сторонней помощи, сумасшедшее, сопряженное с риском поведение, нехорошие отношения со сверстниками, трудности в соблюдении правил поведения, руководстве публичным нормам и законам

Взрослый возраст — от 19 лет — не организован, не обладает достаточными способностями планирования, беспамятен, рассеян, нередко теряет вещи. Испытывает трудности с инициативой и доведением до конца работы над разными заданиями, плохо планирует время для собственной деятельности, нередкие смены работы, трудности в домашней жизни, остаются трудности с долгим сохранением внимания. Плохо переносит негативное эмоции, расстройства.

Расстройства, время от времени сопровождающие СДВГ

Трудности в обучении. Многие малыши с СДВГ, приблизительно 20-30 процентов, также имеют определенные трудности с обучением. В дошкольном возрасте эти трудности заключаются в недопонимании определенных звуков либо слов, и/либо им трудно выразить свое мировоззрение словами. В школьном возрасте могут показаться трудности с чтением, правописанием, письменным изложением и математикой. Обширно всераспространен таковой тип расстройства чтения как дислексия . Практически 8% малышей исходной школы имеют трудности с чтением.

Синдром Жиль де ля Туретта. Очень маленький процент людей с СДВГ имеет неврологическое болезнь — синдром Жиль де ля Туретта. Люди с этим синдромом мучаются разными нервными тиками и циклическими действиями, включающими мерцание, тики лица либо гримасничанье. Другие могут неоднократно покашливать, фыркать, сопеть либо выкрикивать бранные слова. Такое поведение можно держать под контролем при помощи фармацевтических средств. Хотя сильно мало малышей мучаются от синдрома Жиль де ля Туретта, у многих малышей, им страдающих, он связан с СДВГ. В таких случаях для исцеления обоих болезней нужны фармацевтические препараты.

Оппозиционное вызывающее расстройство. От одной трети до половины всех малышей с СДВГ — в главном мальчишки — имеют другое расстройство, известное как оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Такие малыши обычно дерзки, упорны, непокладисты, для их свойственны вспышки гнева либо злости. Они спорят со взрослыми и отрешаются слушаться.

Кондуктивное расстройство. Приблизительно у 20-40 % малышей с СДВГ со временем развивается кондуктивное расстройство — более суровое антисоциальное поведение. Такие малыши нередко врут либо крадут, дерутся с другими либо задирают их, у их почаще появляются трудности в школе либо с милицией. Они нарушают фундаментальные права других людей, проявляют злость к другим людям либо животным, разрушают личную собственность, вламываются в дома людей, совершают кражи, носят либо употребляют орудие либо занимаются вандализмом. Такие малыши либо дети с большой вероятностью могут испытать наркотики, а потом попасть под их зависимость. Им срочно нужна помощь.

Тревожность и депрессия. Некие малыши с СДВГ нередко имеют сопутствующую тревожность либо депрессию. Если тревожность либо депрессия диагностированы и их начали вылечивать, ребенок может лучше держать под контролем трудности, связанные с СДВГ. И напротив, действенное исцеление СДВГ может оказывать полезный эффект на тревожность, потому что ребенок способен лучше делать задания в школе.

Биполярное расстройство. Не существует четких статистических данных о том, как много малышей с СДВГ имеют биполярное расстройство. В детстве очень трудно разграничить СДВГ и биполярное расстройство. В собственном традиционном варианте биполярное расстройство характеризуется сменой периодов отвратительного и неплохого настроения. Но кажется, что малыши с биполярным расстройством быстрее имеют хроническое нарушение регуляции настроения в купе с эйфорией, депрессией и раздраженностью. К тому же есть некоторое количество симптомов, которые свойственны и для СДВГ, и для биполярного расстройства, такие как завышенная активность и понижение потребности во сне. Симптомы, дифференцирующие СДВГ от биполярного расстройства, — это приподнятое настроение и напыщенность малыша с биполярным расстройством.

Исцеление

В различных странах подходы к исцелению и корректировки СДВГ и доступные способы могут отличаться. Но, несмотря на эти различия, большая часть профессионалов считают более действенным полный подход, который соединяет внутри себя несколько способов, персонально подобранных в каждом определенном случае. Употребляются способы: модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической корректировки.

Фармацевтическая терапия назначается по личным свидетельствам в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и трудности поведения у малыша с СДВГ не могут быть преодолены только при помощи немедикаментозных способов.

Нейропсихологический способ. Когда при помощи разных упражнений мы возвращаемся на прошлые этапы онтогенеза и поновой простраиваем те функции, которые сформировались архаично некорректно и уже закрепились. Для этого их необходимо, как хоть какой другой неэффективный патологический навык, преднамеренно раскрыть, растормозить, повредить и сделать новый навык, который более соответствует действенной работе. И это осуществляется на всех трёх этажах мыслительной деятельности. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая корректировка рассчитана на этот срок. Тогда и мозг начинает работать более отлично, с наименьшими энергетическими затратами. Старенькые архаичные связи, дела меж полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Синдромальный способ состоит в том, что ребёнку дается увлекательная деятельность (случайная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы кое-чем заинтересовались и вдумались, мы уже напрягаемся без дополнительных издержек). Потому, когда молвят, что малыши с СДВГ в состоянии просидеть за компом очень длительно, то это совершенно другое внимание.

Есть подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренится эта функция. Потом тренится функция сдержанности. При всем этом он может отвлекаться. Любая задачка решается по мере поступления. Так улучшается любая функция по отдельности.

Бихевиоральная либо поведенческая психотерапия акцентируется на тех либо других поведенческих шаблонах, или формируя, или гася их при помощи поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

Работа над личностью. Домашняя психотерапия, которая сформировывает личность и которая определяет, куда навести эти свойства (расторможенность, злость, завышенную активность).

Формакологические способы

При лечении СДВГ в качестве вспомогательного способа используются фармацевтические средства. Более известные из их — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недочетов этих препаратов — необходимость принимать их пару раз в денек (время деяния около 4 часов). В текущее время появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином длительного деяния (до 12 часов). Также употребляют препараты других групп, к примеру — атомоксетин.

Подход, распространённый в Рф и странах СНГ-ноотропные препараты, вещества, улучшающие мозговую деятельность, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые делают лучше обмен веществ мозга. Все же, в текущее время убедительных доказательств эффективности такового исцеления нет.