Кризис трёх лет

Кризис трёх летПожалуй, не будет преувеличением сказать, что кризис трёх лет, определяющий границу меж ранешным и дошкольным детством, это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. Как раз тогда на 1-ый план в первый раз выходит собственное «Я» малыша, из-за чего его поведение кардинально изменяется, появляются трудновоспитуемость и конфликтность. Не напрасно психологи ассоциируют таковой кризис с революцией, в процессе которой прежние методы взаимодействия с миром вокруг нас ломаются и отмирают, а личность крохи претерпевает серьезную перестройку.

Кризис на «семь звёзд».

Превосходный российский психолог, создатель культурно-исторической теории развития психики, Лев Семёнович Выготский в собственной работе уделял огромное внимание исследованию вопроса личных кризисов. Конкретно он подарил детскому мятежу трёх лет романтичное заглавие «семизвёздочного». Вышло это благодаря его знакомству с работой Эльзы Келер «О личности трёхлетнего ребенка», в какой ею были выделены как раз семь принципиальных симптомов описываемого кризиса. Познакомимся с ними подробнее.

Семь симптомов кризиса трёх лет:

  1. Негативизм. В большинстве случаев, конкретно черты негативизма выступают «первыми ласточками», возвещающими о начале кризиса трёх лет, точную дату появления которого найти, конечно, нереально. В этот момент родителям принципиально не спутать негативизм с неповиновением, которое наверное наблюдалось в поведении малыша и ранее. Отличить их тяжело, но может быть. И 1-ое, и 2-ое принуждает ребёнка отрешаться от выполнения выдвинутых ему требований, идти наперекор желанию взрослого человека. Меж тем, негативизм принуждает карапуза отрешаться делать даже то, что ему в особенности приятно (непослушливое чадо, к примеру, не откажется от мороженого, а в кризисном случае мотив отстаивания своей позиции пересилит даже желание полакомиться). 2-ое отличие состоит в том, что негативизм адресован определенному человеку. Ребёнок становится в особенности избирательным: требования 1-го члена семьи он игнорирует, а с другим ведёт себя полностью послушливо. Самым главной привычкой вашего малыша в этот период может стать рвение делать всё напротив, прямо обратно тому, как было озвучено взрослым.
  2. Упрямство. Это также новенькая реакция ребёнка, настаивающего на чём-либо не поэтому, что ему этого очень охото, а из-за собственного желания отстоять собственное решение, требование. Это качество не стоит соединять с обыкновенной напористостью, потому что трёхлетка просит совсем не благ цивилизации (устраивая истерику у прилавка с игрушками, к примеру), а признания значимости своей личности. Малыш связан своим решением и не может от него отрешиться.
  3. Своеволие. К трём годам у ребёнка формируется также и гипертрофированная тенденция к самостоятельности, которая часто бывает неадекватна реальным способностям карапуза, из-за чего начинаются ссоры и конфликты со взрослыми членами семьи. Меж тем, популярная каждому родителю фраза «Я сам!» крепко заходит в лексикон малыша, который страстно вожделеет проявлять самостоятельность и инициативу полностью во всём.
  4. Строптивость. Качество, проявляющееся практически так же, как и негативизм, с тем различием, что волна неприятия ориентирована не на определенного человека, а на стиль жизни семьи, систему отношений и прежние способы воспитания. Другими словами — безлична. Это мятеж против всего того обычного, что окружало малыша ранее.
  5. Протест-бунт. Это симптом, вытекающий из совокупы обрисованных выше. Возникновение тяжелых и противных черт нрава провоцирует учащение конфликтов ребёнка со взрослыми. Малыш считает, что с ним не числятся, не уважают его представления, не дают быть самостоятельным, в итоге чего бунтует и перебегает в типичный режим «войны» с родителями. Ссоры и конфликты сейчас — обычное дело.
  6. Обесценивание. Ребёнок в период кризиса не только лишь отстаивает свою позицию и со всеми конфликтует, да и корректирует личные взоры. Скажем, он может внезапно сломать ранее возлюбленную игрушку либо резко поменять вкусовые пристрастия. Очевидно, пересматривается и прежняя система отношений, из-за чего кроха может начать грубиянить, дразниться, браниться либо обзываться.
  7. Деспотизм. В семьях с единственным ребёнком в период кризиса 3 лет начинает интенсивно проявляться рвение малыша к власти и преобладанию. Небольшой член семьи пробует диктовать родителям свои условия: расписывать обязанности, добиваться выполнения определённых действий, вмешиваться в принятие огромных и малых решений. Если у мини-деспота есть братья либо сёстры, то возникает ревность по отношению к ним и желание «свергнуть» соперников с трона, заняв фаворитные позиции.

Что все-таки случилось? Почему из милого, послушливого малыша кроха перевоплотился в упорного грубияна? «Это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в ранешном возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они крутятся вокруг оси «Я» и окружающих ребёнка людей — меняются дела и к этим людям, и к своей личности. Происходит скачок в направлении общественного отделения от близких взрослых», — разъясняет Л.С. Выготский. Психолог никогда не был солидарен с западноевропейскими создателями, видевшими в упадке 3 лет попытку ребёнка отстраниться от взрослых и разорвать прежние социальные связи. Он считал, что всё дело в стремлении малеханького члена семьи выстроить новое взамен устаревшего. Если ранее ваше чадо, в главном, было занято манипуляциями с предметами и игрушками, то сейчас вдруг обнаруживает, что может действовать без помощи других, что имеет собственное «Я» и живойёт в мире других людей. Такое положение вещей для него в новинку, испытанной схемы действий ещё нет, вот и приходится малышу выстраивать всё с нуля, находить своё место в структуре семьи, «прощупывать» взрослых на крепкость, определять границы допустимого и пределы собственных способностей. Посодействовать преодолеть трудности может «обыкновенная» ролевая игра — неопасное отражение реальной жизни. Запаситесь игрушками и покажите отпрыску либо дочке как строятся дела меж людьми на их примере.

К слову, другой видный спец, Д.Б. Эльконин, называл перемены трёх лет конкретно «кризисом отношений». Вправду, если направить внимание на «семизвездие» симптомов, то можно увидеть: мятеж ребёнка определяется не определенным содержанием ситуации, а отношениями, которые её заполняют. Поступки малыша сейчас как никогда связаны с нравом его взаимодействий со взрослым. Зависимо от типа соц контактов, карапуз сам выбирает, кому подчиняться, а кого дразнить.

Что неплохого даёт кризис? На 1-ый взор может показаться, что кризис трёх лет — явление сплошь негативное, превращающее послушливого ребёнка в капризного тирана. Но это только другая сторона. По сути, результаты прохождения данной стадии развития очень важны для ребёнка. Это:

  • становление нового уровня самосознания, возникновение собственного «Я» (ещё не так давно, глядя на фото либо в зеркало, малыш гласил «это Маша/Петя», а сейчас гордо произносит «это Я»),
  • развитие самостоятельности,
  • развитие активности,
  • развитие волевых свойств,
  • возникновение чувства гордости за свои заслуги,
  • развитие самолюбия как стимула для самосовершенствования,
  • установление со взрослыми новых, более глубочайших отношений в разговоре, игре, познавательной и предметной деятельности

Почему кризис становится острым? Обострение отношений с ребёнком может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, очень сильного ограничения самостоятельности и личной инициативы малыша, нередкого и неадекватного внедрения запретов и наказаний, также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к карапузу окружающих людей.

Несколько советов родителям капризного трёхлетки:

  • Не стоит заострять внимание на нехорошем поведении ребёнка, и, тем паче, пробовать сломить его. Но будьте довольно тверды, чтоб не впасть в иную крайность вседозволенности. В «критической ситуации» пытайтесь отвлечь внимание малыша на посторонние предметы и деяния.
  • Не будьте лишне авторитарным, предоставьте малышу определённую свободу и право выбора.
  • Не запамятовывайте хвалить детей за не плохое поведение и поощряйте их самостоятельность.
  • Пытайтесь сохранять спокойствие даже в самой сложной ситуации, держите себя в руках. Кризис — это принципиальная и нужная стадия развития вашего ребёнка, а не показатель его вредности либо нелюбви к вам.
  • Используйте игру, чтоб научить ребёнка способностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Условьтесь с супругом/женой о единой стратегии воспитания. Если мать просит от ребёнка 1-го, а папа — другого, то конфликты неминуемы.