Не тайна, что многие предки желают, чтоб их ребенок начал читать «самый первый». Но стоит ставить такие непонятные рекорды на собственном малыше?..
С какого возраста начинать?
Представления профессионалов на счет ранешнего обучения чтению очень противоречивы. Представители западных методик обучения (к примеру, школа М. Монтессори) считают, что начинать целенаправлено уже с 2-3 лет, потому что это заложит базу для расширения кругозора малыша в дальнейшем. Представители российских методик предлагают начинать не ранее 5 лет, другими словами конкретно перед школой, чтоб не перегружать малыша.
В то же время учеными издавна подтверждено, что чем ранее малыши обучаются читать, тем лучше они молвят, тем пореже нуждаются в помощи логопеда и тем богаче их словарный припас по сопоставлению со сверстниками, начавшими читать позднее. При всем этом и преподаватели, и психологи сходятся в одном: нельзя допустить, чтоб 1-ые уроки чтения вызвали у малыша отрицательные эмоции и тем нанесли психическую травму.
5 всераспространенных ошибок родителей
Ошибка № 1. Нельзя добиваться от малыша все и сходу. Процесс обучения чтению длинный, он просит терпения. Вспомните, как ваш малыш научился ходить? Поначалу он научился посиживать, позже — стоять, потом ходить с помощью ходунков и только после — сделал 1-ый самостоятельный шаг. Также и с чтением.
Ошибка № 2. Нельзя устраивать соревнования («а вот соседский Ваня ранее тебя прочитает эту книжку»). Каждый ребенок — особенность. Ставя его в такие жесткие временные рамки, вы сможете ему навредить: не оправдав ваших ожиданий, у малыша появятся комплексы, что он «плохой».
Ошибка № 3. Книжка должна соответствовать возрасту малыша. Нельзя предлагать для чтения 4-летнему малышу сложную книгу стихотворений либо рассказов. Для 2-3-летних малышей подходят потешки, для малышей в возрасте 4-5 лет- недлинные сказки, а после 5 лет — маленькие рассказы и стихи.
Ошибка № 4. Нельзя навязывать ребенку для чтения те книжки, которые нравятся вам. Даже если в сотый раз он желает прочесть вам «Репку», пусть читает! Итог все равно будет лучше, чем если вы против воли заставите его читать постылого по каким-то причинам «Колобка». Вы сможете поведать, какие книги обожали в его возрасте, но выбирать книжки для чтения он должен сам.
Ошибка № 5. Никогда не ругайте малыша, если у него не выходит прочитать с первого раза. Но при всем этом непременно бурно хвалите даже за небольшой шаг вперед в процессе чтения. Ваша похвала — мощнейший стимул для малыша, он сам захотит повеселить вас в последующий раз еще более.
Каким методом учить?
Психологи убеждены: хоть какое обучение в ранешном возрасте должно носить игровой нрав. Конкретно игры в детстве сформировывают будущие интересы, привычки и даже черты нрава малыша.
Существует две главные методики обучения чтению. Согласно первой, нужно начинать учить малыша соединять слоги из букв, а потом уже слоги соединять в слова. Для этого нужно приобрести кубики с знаками и заниматься ими с ребенком по 10 минут 3 раза в денек. Демонстрируя, к примеру, буковку «Б», верно проговаривайте звук «б» и здесь же перечисляйте несколько слов, которые начинаются с этой буковкы (бублик, белка, бусы и т. д.). А потом предлагайте малышу поиграть: вы показываете кубик с буковкой — он именует слова.
Согласно 2-ой, следует учить малыша запоминать уже целые слова, начиная с маленьких и обычных (дом, рот, мать и т. д.), а уже их ложить в предложения и «искать» в тексте. Для этого можно поиграть в игру «Потерялся котик» (мышка, домик и т. п.). Пусть малыш попробует отыскать изображение кошки в иллюстрированной притче «Репка», листая странички. А когда найдет, похвалите его, покажите, из каких букв состоит слово «кошка», и в последующий раз предложите найти это слово в тексте по буковкам, а не по картинке.
Направьте внимание
- Если вы не убеждены в собственных педагогических возможностях, лучше пусть 1-ое занятие проведет специалист (воспитатель в саду, работник детского центра и пр.), а вы уже будете продолжать «по накатанной дорожке».
- Время от времени неспособность научиться читать — это не детское упрямство, а признак заболевания. Избирательное нарушение возможности к овладению навыком чтения при сохранении общей возможности к обучению именуется дислексия (от греч. слов «плохо» и «речь»). Это психологическое расстройство может носить наследный нрав. А может быть одним из проявлений аутизма и СДВГ, потому консультация психоаналитика в данном случае неотклонима.