Как правильно научить ребенка читать?

Как верно обучить малыша читать?Не тайна, что многие предки желают, чтоб их ребенок начал читать «самый первый». Но стоит ставить такие непонятные рекорды на собственном малыше?..

С какого возраста начинать?

Представления профессионалов на счет ранешнего обучения чтению очень противоречивы. Представители западных методик обучения (к примеру, школа М. Монтессори) считают, что начинать целенаправлено уже с 2-3 лет, потому что это заложит базу для расширения кругозора малыша в дальнейшем. Представители российских методик предлагают начинать не ранее 5 лет, другими словами конкретно перед школой, чтоб не перегружать малыша.

В то же время учеными издавна подтверждено, что чем ранее малыши обучаются читать, тем лучше они молвят, тем пореже нуждаются в помощи логопеда и тем богаче их словарный припас по сопоставлению со сверстниками, начавшими читать позднее. При всем этом и преподаватели, и психологи сходятся в одном: нельзя допустить, чтоб 1-ые уроки чтения вызвали у малыша отрицательные эмоции и тем нанесли психическую травму.

5 всераспространенных ошибок родителей

Ошибка № 1. Нельзя добиваться от малыша все и сходу. Процесс обучения чтению длинный, он просит терпения. Вспомните, как ваш малыш научился ходить? Поначалу он научился посиживать, позже — стоять, потом ходить с помощью ходунков и только после — сделал 1-ый самостоятельный шаг. Также и с чтением.

Ошибка № 2. Нельзя устраивать соревнования («а вот соседский Ваня ранее тебя прочитает эту книжку»). Каждый ребенок — особенность. Ставя его в такие жесткие временные рамки, вы сможете ему навредить: не оправдав ваших ожиданий, у малыша появятся комплексы, что он «плохой».

Ошибка № 3. Книжка должна соответствовать возрасту малыша. Нельзя предлагать для чтения 4-летнему малышу сложную книгу стихотворений либо рассказов. Для 2-3-летних малышей подходят потешки, для малышей в возрасте 4-5 лет- недлинные сказки, а после 5 лет — маленькие рассказы и стихи.

Ошибка № 4. Нельзя навязывать ребенку для чтения те книжки, которые нравятся вам. Даже если в сотый раз он желает прочесть вам «Репку», пусть читает! Итог все равно будет лучше, чем если вы против воли заставите его читать постылого по каким-то причинам «Колобка». Вы сможете поведать, какие книги обожали в его возрасте, но выбирать книжки для чтения он должен сам.

Ошибка № 5. Никогда не ругайте малыша, если у него не выходит прочитать с первого раза. Но при всем этом непременно бурно хвалите даже за небольшой шаг вперед в процессе чтения. Ваша похвала — мощнейший стимул для малыша, он сам захотит повеселить вас в последующий раз еще более.

Каким методом учить?

Психологи убеждены: хоть какое обучение в ранешном возрасте должно носить игровой нрав. Конкретно игры в детстве сформировывают будущие интересы, привычки и даже черты нрава малыша.

Существует две главные методики обучения чтению. Согласно первой, нужно начинать учить малыша соединять слоги из букв, а потом уже слоги соединять в слова. Для этого нужно приобрести кубики с знаками и заниматься ими с ребенком по 10 минут 3 раза в денек. Демонстрируя, к примеру, буковку «Б», верно проговаривайте звук «б» и здесь же перечисляйте несколько слов, которые начинаются с этой буковкы (бублик, белка, бусы и т. д.). А потом предлагайте малышу поиграть: вы показываете кубик с буковкой — он именует слова.

Согласно 2-ой, следует учить малыша запоминать уже целые слова, начиная с маленьких и обычных (дом, рот, мать и т. д.), а уже их ложить в предложения и «искать» в тексте. Для этого можно поиграть в игру «Потерялся котик» (мышка, домик и т. п.). Пусть малыш попробует отыскать изображение кошки в иллюстрированной притче «Репка», листая странички. А когда найдет, похвалите его, покажите, из каких букв состоит слово «кошка», и в последующий раз предложите найти это слово в тексте по буковкам, а не по картинке.

Направьте внимание

  • Если вы не убеждены в собственных педагогических возможностях, лучше пусть 1-ое занятие проведет специалист (воспитатель в саду, работник детского центра и пр.), а вы уже будете продолжать «по накатанной дорожке».
  • Время от времени неспособность научиться читать — это не детское упрямство, а признак заболевания. Избирательное нарушение возможности к овладению навыком чтения при сохранении общей возможности к обучению именуется дислексия (от греч. слов «плохо» и «речь»). Это психологическое расстройство может носить наследный нрав. А может быть одним из проявлений аутизма и СДВГ, потому консультация психоаналитика в данном случае неотклонима.