Пирогов Николай Иванович (13 (25) ноября 1810 — 23 ноября (5 декабря) 1881). Будущий известный хирург родился в Москве в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова (1772-1825). Его дед, Иван Михеич, происходил из фермеров и был бойцом. Среднее образование Николай Иванович получил поначалу дома, а потом в личном пансионе. В 14 лет Пирогов поступил на мед факультет Столичного института. По окончании курса в 1827 г. он выбрал собственной специальностью хирургию и как один из более многообещающих студентов ориентирован для усовершенствования в Дерптский (Тартуский) институт, считавшийся в то время наилучшим в Рф.
Приехав в Дерпт, Пирогов под управлением Мойера «бросился, очертя голову, экспериментировать… Особливо занимался я разработкой фасций и отношений их к артериальным стволам и органам таза. Этот предмет был совсем новый в то время. Заурядно анатомы кидали фасции». В Дерпте была размещена его 1-ая работа на заданную факультетом тему о перевязке артерий и защищена в качестве докторской диссертации экспериментальная работа о перевязке брюшной аорты (1832).
Отправившись в научную командировку в Берлин, Пирогов к собственному удивлению «застал практическую медицину практически совсем изолированной от основных реальных основ ее: анатомии и физиологии. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии… Лангенбек был единственный хирург-анатом». Ворачиваясь в Россию, Пирогов легитимно считал себя первым кандидатом на кафедру Столичного института, но потому что на оборотном пути он захворал и на несколько месяцев задержался в Риге, то тем временем на московскую кафедру был назначен доктором Федор Иванович Иностранцев, что явилось для Пирогова огромным ударом.
В 1836 году Пирогов возвратился в Дерпт и тут по предложению уходящего Мойера избран факультетом экстраординарным доктором по кафедре хирургии, которую и занимал до переезда в Петербург (1841). На это пятилетие приходится высший расцвет его научного творчества: размещен его традиционный, потом много раз переизданный на нескольких европейских языках труд о хирургической анатомии артериальных стволов и фасций («Anatomia chirurgica truncorum artoriarum atque fasciarum fibrosarum», Dorpat Liv.-Lpz., 1837-1938; сразу вышло германское издание), открывший новейшую эру в развитии оперативной хирургии.
В 1837 году Пирогов выслан институтом в Париж, где известный Вельпо с экстазом приветствовал его как новатора и собрата в хирургии. В 1841 году Пирогов, перебежал в Петербург на вновь учрежденную по его же проекту кафедру госпитальной хирургии при Медико-хирургической академии, только-только перешедшей тогда в ведение военного министерства, и занимал эту кафедру до собственной отставки в 1856 года. В то же время Пирогов читал курс патологической анатомии, проделав за 14 лет более 11 000 вскрытий трупов.
В 1845 году Пирогов достигнул учреждения Анатомического институтата при Академии. В 1847 г., т.е. через год после Мортона, он 1-ый в Рф применил в петербургских лазаретах эфирный наркоз, а скоро и в военно-полевой практике, при осаде аула Салты на Кавказе. Тут им в первый раз была использована недвижная крахмальная повязка Сетена для фиксации переломов конечностей у подлежащих транспортировке покалеченых. В большинстве руководств основателем интратрахеального наркоза указывается британец Джон Сноу, применивший этот метод обезболивания в опыте и в одном случае в поликлинике в 1852 г., но, точно установлено, что в 1847 г., т. е. ровно на 5 лет ранее, экспериментально этот метод с фуррором применил Пирогов, о чем сладкоречиво свидетельствуют также протоколы опытов Пирогова.
В 1848 г. Пирогов открыл при собственной поликлинике особенное отделение для холерных нездоровых и за 6 недель успел сделать до 800 вскрытий погибших от холеры. Сначала крымской войны Пирогов поменял крахмальные повязки Сетена гипсовыми, описав их изготовление в отдельной брошюре «Неподвижные гипсовые повязки» (СПБ, 1854). В 1854 году во главе отряда врачей-хирургов он выезжает в Севастополь в распоряжение главнокомандующего «для наиблежайшего наблюдения за удачным исцелением раненых». В 1855 году, во время Крымской войны, Пирогов был основным доктором осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов управлял обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением по тем временам.
Важной наградой Пирогова является внедрение в Севастополе совсем нового способа ухода за ранеными, сущность которого состояла в проведении сортировки раненных уже на первом перевязочном пт. Зависимо от тяжести ранений одни из их подлежали незамедлительной операции в полевых критериях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для исцеления в стационарных военных лазаретах. Нельзя не отметить, что военно-командная администрация далековато не всегда поддерживала, а часто даже препятствовала распространению рационализаторских мыслях величавого доктора.
Возвратившись в Петербург, Пирогов разрабатывает способ исследования обычного положения внутренних органов на замороженных трупах, работая через оледеневшие ткани долотом и молотком (скульптурная анатомия). Во время приема Николай Иванович доложил Александру II о дилеммах в войсках, указав на общую отсталость российской армии и её вооружения, что вызвало последнее неудовольствие правителя. Отныне Пирогов впал в немилость и был «сослан» в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Незадолго до собственной погибели Пирогов поводу экзекуции революционеров с Александром II 1 марта 1881 г. пишет в собственном «Дневнике»: «Между муниципальным и обычным убийством нет никакого различия… Венка бессмертия убийство не сорвет с головы Александра II».
В 1861 года Пирогов был уволен в отставку с поста попечителя Киевского окрестность. Уехав в имение Вишняки, Подольской губернии, он прослужил один год мировым посредником по выборам, а в 1862 г. уехал по предложению министра народного просвещения Головина за границу на 3 года в качестве управляющего профессорских стипендиатов. Тут им были написаны «Письма из Гейделъберга» по институтскому вопросу, а в 1864 году размещен серьезный труд «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и мемуаров о Крымской войне и Кавказской экспедиции» на германском и российском языках.
В 1866 году Пирогова совсем увольняют «от возложенных на него поручений как по выполнению различных трудов по учебной и педагогической части, так и по управлению лиц, отправленных за границу». Так величавый ученый в расцвете лет был вообщем уволен с гос службы даже без права на пенсию. С 1866 года до конца жизни Пирогов живет в собственном деревенском уединении, занимаясь широкой личной практикой, совсем отойдя от научной работы. За все это время он только 2 раза покидал свое поместье: в 1870 году по предложению Красноватого креста для обзора госпиталей на театре франко-прусской войны и, в 1877 году с той же целью сделал экспедицию в Болгарию.
Всю свою жизнь Пирогов оставался злобным курильщиком. Сначала 1881 года он направил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба. 24 мая 1881 года, в денек 50-летнего юбилея докторской деятельности величавого доктора Столичный институт торжественно приветствовал в собственных стенках Пирогова. В тот же денек Н.В. Склифосовский, осмотрев Пирогова, устанавливает ему диагноз рака верхней челюсти, указав на необходимость срочной операции. Весть о том, что у него злокачественная опухоль, повергло Николая Ивановича в тяжелейшую депрессию. Отказавшись от операции, он уезжает к собственному ученику Т. Бильроту в Вену на консультацию в сопровождении его 2-ой супруги Александры Антоновны и личного доктора С. Шкляревского. В Вене Т. Бильрот оглядел хворого, удостоверился в томном диагнозе, но сообразил, что операция невозможна из-за томного морального и физического состояния хворого, потому он «отторг диагноз», поставленный русскими медиками. Этот обман «оживил» Пирогова: «Ну, если Вы мне это гласите — то я успокаиваюсь». Николай Иванович возвратился домой успокоенный. Невзирая на прогрессирование заболевания, убеждение, что это не рак, помогало ему жить, даже консультировать нездоровых, участвовать в юбилейных торжествах, посвященных 70-летию со денька его рождения. 23 ноября 1881 года Николай Иванович погиб у себя в имении на 72-м году жизни. По его желанию тело было забальзамировано медиком Д.И. Выводцевым из Петербургской медико-хирургической академии методом впрыскивания раствора тимола в сонную и бедренную артерии, без вскрытия черепной, брюшной и грудной полостей и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей.
Материалы к статье:
- Н.Н. Бурденко, Н.И. Пирогов -основоположник военно-полевой хирургии. Начал общей военно-полевой хирургии, ч.1, 1941 год.
- Большая мед энциклопедия А.Н. Бакулева 1956г., Юзао
- Горелова Л. Е. Потаенна Н. И. Пирогова // Российский мед журнальчик. 2000. Т. 8. № 8. С.349.
- С.Д. Штрайх, Комменты к «Севастопольским письмам и мемуарами Н.И. Пирогова», Издательство Академии СССР, 1950 год, стр. 551