За историю собственного существования человек изобрел огромное количество методов оказывать влияние на поведение и мысли для себя схожих. В протяжении всей истории развития населения земли люди целенаправленно и ненамеренно «влияют» друг на друга.
История вопроса
Гипноз был известен еще в стародавние времена и употреблялся служителями религиозных культов, чернокнижниками, знахарями, шаманами, факирами разных государств и народов для укрепления веры, исцеления заболеваний, был составной частью магических церемоний и цирковых выступлений. Жрецы Старого Египта, Греции и Индии умели вызывать святой сон, созданный для исцеления людей, страдающих от разных заболеваний и расстройств. А именно об этом свидетельствуют древнеегипетские иероглифы, отысканные в святилище Изиды.
В 1530 году швейцарский доктор Теофаст Гогенгейм (Парацельс) сделал теорию, согласно которой здоровье человека находится в зависимости от воздействия некоего магнетического флюида, представляющего из себя излучение небесных тел.
Научное открытие неких гипнотических явлений вышло в 1775 г. в процессе сеансов магического исцеления флюидами, введенного в престижный обиход медиком медицины Венского института Францем Антоном Месмером (1734 — 1815), и систематизированно описано его учеником А. Пюисегюром. Названо все это было «магнетическим лунатизмом» и «месмеризмом». Основными положениями этой псевдонаучной теории были:
- Здоровье мейсмериста — нужное условие для удачного исцеления;
- Сила воздействия месмеричская находится в зависимости от личных особенностей субъекта;
- Идеальнее всего магнетизирование проводится в умеренном месте;
- На ход процесса также оказывают влияние колебание, моральные воздействия;
- Магнетический сеанс должен равномерно удлиняться с 10 до 20 минут и т. д.
На «магнетических» сеансах Месмера люди нередко впадали в гипнотические состояния, на которые просто нельзя было не направить внимание. Фактически же учение о «животном магнетизме», открытое Месмером и скоро забытое в принципе, возродилось в наши деньки под наименованиями теории энергоинформационного поля и биополевой терапии.
Конкретный поворот от месмеровского магнетизма к сформировавшемуся несколько позднее гипнозу начался уже в 1813 г. в Париже — португальский аббат Фариа разработал новые приемы для усыпления нездоровых (фиксация взгляда, императивные повелительные команды и жесты). В протяжении следующих 100 лет наука сделала гипноз как такой. Сам термин «гипноз» (от греческого hypnos — сон) был введен шотландским доктором Дж.Брайдом (1785 — 1860). В нем осталась психическая составляющая «животного магнетизма» (сон), но была стопроцентно отвергнута теория флюидов. Тогда же появилось учение о суггестии (от латинского suggestio — внушение, намек). Конкретно в таком виде гипноз получил в предстоящем всеобщее признание. Необыкновенную популярность гипноз заполучил в Индии, после того как в 1850 г. хирург Дж. Эсдейл провел огромное количество операций, используя его в качестве единственного средства анестезии.
Большой вклад в развитие гипнологии занесли в конце ХIХ в. доктор мед факультета г. Нанси Г.Бернгейм и Жан Мартен Шарко, доктор Сальпетриерской поликлиники нервных заболеваний в Париже. Любой из их возглавлял две различные научные школы гипноза. На границе ХIХ и ХХ вв. аптекарь из Нанси Эмиль Куэ основал неонансийскую школу суггестии, учитывающую гипнотические способности людского воображения.
В Рф гипноз вначале рассматривался как целебный способ. Исследования российских гипнологов с самого начала характеризовались обстоятельностью и фундаментальностью. В главном эти исследования проводились медиками (невропатологами и психиатрами), в наименьшей степени гипнозом занимались психологи.
Папой российской научно-клинической гипнологии по праву считается выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), посвятивший исследованию гипноза многие годы собственной жизни. Физиологический шаг в развитии учения о гипнозе начинается с традиционных работ академика Ивана Петровича Павлова. Ему удалось вскрыть физиологическую природу гипнотического состояния, дать физиологическую трактовку неким явлениям гипноза и внушения. Базы учения об экспериментальном гипнозе сделал ученик В.М. Бехтерева и И.П.Павлова К.И.Платонов в первой четверти ХХ в. В 40-70-х годах ХХ в. огромное распространение получил эстрадный гипноз как разновидность сценических выступлений.
В 50-х годах ХХ в. была выявлена многосторонняя практическая ценность научных фактов подсознательного восприятия. Она оказалась так впечатляющей, что последующие разработки в этом направлении в нашей стране стали осуществляться в большей степени в закрытом порядке. С конца 50-х годов количество научных публикаций по дилемме подсознательного восприятия резко уменьшилось и до сего времени остается очень малозначительным, в главном освещая психотерапевтические нюансы. Невзирая на почетный возраст гипноза, люди до сего времени страшатся его таинственной силы. В сознании широкой публики он всегда был связан с кое-чем загадочным, сверхъестественным, с паранормальными парадоксами. А чем меньше мы о кое-чем знаем, тем опаснее нам это кажется.
Как в общении входит речь о гипнозе, большая часть людей начинают утверждать, что «они ему не поддаются». Это не что другое, как форма самозащиты от малоизвестного им наружного воздействия. Невежество и суеверие привели к тому, что гипноз до сего времени понимается многими или как магический дар, или как ловкое шарлатанство. Общее сознание сделало в течение веков образ таинственного, полного потаенны и психологической мощи гипнотизера, подобно колдуну либо волшебнику необратимо влияющего на психику и поведение обыденных людей. Миф, до сего времени кропотливо поддерживаемый заинтересованными в нем гипнотизерами. Потаенны технологий гипноза до сего времени кропотливо оберегаются посвященными. Большая часть книжек на данную тему написаны чисто научным языком и адресованы проф психоаналитикам. Но даже самые авторитетные гипнологи в собственных трудах не открывают всех собственных секретов. Распространение познаний о гипнозе сдерживается к тому же тем, что его освоение просит значимых упражнений и занятий.
Современные разновидности гипноза
Спецы в области коммуникаций утверждают, что меж тем, чтоб уверить людей вести войну за свою страну, брать стиральный порошок определенной марки либо втюриться в кого-либо, — нет никакой технологической различия. Что такое гипнотическое воздействие в общем смысле этого слова?. Непременно ли оно должно ассоциироваться с пристальным взором и таинственными пассами, как это до сего времени представляется многим? Гипноз — это набор средств манипуляции сознанием и способов воздействия на подсознание, позволяющих заносить конфигурации в мышление и поведение людей. В текущее время различают две главные разновидности гипнотических воздействий: гипноз традиционный, либо павловский, и неклассический, либо сокрытый, подразделяющийся на:
- Манипулирование (скрытое воздействие либо управление);
- Прямое и косвенное внушение наяву;
- Эриксонианский (либо эриксоновский) гипноз;
- Приемы нейролингвистического программирования (NLP);
- Приемы порчи и сглаза;
- Способы зомбирования.
Нужно упомянуть также и другие формы гипноза: фармакологический (с применением медикаментов и снадобий), наркогипноз, аппаратный (под воздействием спецаппаратов типа «Радиосон» либо «Электросон»), патологический (в итоге психосоматических болезней, травм либо отравлений) и др., но на их в силу тривиальных обстоятельств мы останавливаться не будем.
Под традиционным гипнозом предполагают состояние специфичного сна, во время которого может быть директивное управление подсознанием человека. Традиционный гипноз представляет собой:
- Положение, в каком гипнотизируемый с готовностью отрешается от случайного контроля ситуации в пользу гипнотизера;
- Состояние, когда действенность и яркость активированных средством целенаправленного внушения образов, представлений оказывается посильнее реальных раздражителей;
- Ситуацию специфичной «переорганизации сознания», когда функционирующий его центр «перемещается» в сознание другого человека и управляется усилиями последнего;
- «Массу из двоих» (определение З.Фрейда), в какой гипнотизируемый связан с гипнотизером отношением идентификации, схожим с отношением, связывающим членов толпы с личностью «главы». Традиционный гипноз характеризуется очень жестким поведением гипнотизера, наличием огромного количества ритуалов, в связи с чем в большинстве случаев просит «официального» предупреждения о том, что на данный момент будет применен гипноз.
Наводится он в большинстве случаев через искусственную концентрацию внимания на каком-то предмете, лице либо руке гипнотизера либо на некоторых одинаковых утомляющих движениях и внушении состояния сна. Для него свойственна достаточно низкая результативность — по статистике, только 12-16 % людей являются гипнабельными (т. е. поддаются гипнозу). Традиционный гипноз применим только в определенных ситуациях: в медицине, на эстраде. В обыденной жизни его не употребляют: здесь необходимы другие формы и способы, без «официального оповещения».
Для реальных практических целей употребляются неклассические виды гипнотического воздействия, вышеперечисленные. Их воздействию подвержены все, кто способен осознавать людскую речь. Они и на гипноз-то, на 1-ый взор, не похожи. Фактически говоря, слово «гипноз» при всем этом вообщем не произносится, и со стороны даже спецу его применение увидеть очень проблемно. При грамотном использовании эффективность этих способов стремится к 200%. Их нередко рассматривают как методы неотразимого воздействия информацией. Вот поэтому сокрытый гипноз сейчас становится частью неотклонимых умений и составляющей культуры нашего общества. Он с фуррором употребляется в бизнесе, спорте, политике, педагогике, следственной деятельности, разведке, режиссерской работе и т.д.