В редакцию МЕД-инфо повсевременно приходят письма на info@med-info.ru, чему мы рады. Не так давно получили письмо о сказкотерапии от читательницы нашего портала Надежды. Материал нас заинтриговал, но так как на МЕД-инфо статьи пишут только докторы, мы решили проконсультироваться с психологами и выяснить, употребляют ли они сказкотерапию в собственной работе и как это отлично.
Детский психолог, психоаналитик, член ассоциации психологов-практиков «Просто вместе» Екатерина Левина гласит: «Сказкотерапия существует с давнешних времен. Может быть, тогда ее не рассматривали, как метод целебного воздействия, но легенды, легенды, притчи и сказания всегда несли внутри себя некоторый смысл, послание, решение некий трудности, осознание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для малышей достаточно ранешнего возраста, когда дети осознают речь. С годами сюжет усложняется. Как детский психолог, я время от времени использую этот способ. Когда ребенку тяжело разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку — это и неопасно, так как это не про него самого, а про зайку и мишку, и любопытно. Проще узреть похожую ситуацию со стороны. Время от времени мы выдумывает по очереди, время от времени играем в эту сказку, еще ее можно написать и сделать прекрасную книгу. Малыши с наслаждением все это принимают».
А педагог-психолог областного центра психолого-педагогической помощи молодежи «Семья» Екатерина Андреевна Савкина (г. Тула) считает, что психотерапевтические сказки врачуют душу: «Анализом сказки занимались многие известные психологи, как российские, так и забугорные, но сказкотерапия как направление практической психологии — поистине российское изобретение. Она зародилась в Санкт-Петербурге в 90-х годах и развивается русскими спецами. Это наш терапевтический способ, приспособленный под русский склад ума. Работа со сказкой — это метод мягенькой пикантной помощи взрослому и ребенку, несущий внутри себя живое человеческое роль и мудрость, содействующий достижению внутренней гармонии. Акцент в работе с детками делается на приобретение ребенком нужных познаний, связанных с его ситуацией (к примеру, изменение в составе его семьи). Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, нередко посвящены дилеммам жизни и погибели, отношению к потерям и приобретениям, любви и актуальному пути. Сказки помогают в работе с детскими ужасами, злостью, гиперактивностью. Впору рассказанная притча для малыша значит столько же, сколько психическая консультация для взрослых. Сказки помогают там, где другие психические техники возможно окажутся бессильны. Сказкотерапия по сопоставлению с другими подходами фактически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя притча, миф, сказка и т. д. Также этот способ может применяться для работы с детками с особенностями развития».
Одобрение психологов получено — публикуем статью Надежды.
Вспомните, какими мы были детками: любопытными, доверчивыми, хорошими. Мир казался большущим! Мы верили, что можем летать. Кормили возлюбленных игрушечных зайцев и медвежат, брали их с собой гулять. В лохматые уши шептали им свои мелкие и огромные секреты. И точно знали: мишка и заяц никому не выдадут нашу тайну! Даже маме и отцу!
Мы жили в большенном магическом мире. Верили в чудеса. Вы помните, как пробовали заглянуть за огромное зеркало в надежде узреть длиннющий коридор, по которому можно попасть в Зазеркалье? Либо как скрывались под одеялом с фонариком и представляли себя владыкой собственного замка?
Мы не лицезрели границы меж миром реальным и придуманным. Жили в 2-ух мирах, который был для нас одним. Вот почему мы верили в сказки. Вот почему старались прогуляться на возлюбленных героев. Вот поэтому сказки для малышей могут творить истинные чудеса! Когда главный персонаж похож на вашего мальчугана либо девченку и решает те же трудности, что и малыш, то через сказку ребеночек получает опыт, который поможет ему совладать с трудностями в жизни. Такие психические рассказы именуют терапевтическими либо коррекционными притчами, а сам способ сказкотерапией. Практика указывает, что притча еще эффективнее, чем уговоры матери и папы. Это связано с тем, что малыши нередко веруют волшебству больше, чем людям.
Терапевтическая притча может очень почти все. К примеру, дать подсказку ребенку, как отыскать выход из трудной ситуации, показать, что может случиться, если девченка либо мальчишка так и будет себя плохо вести (рыдать по пустякам, лупить детей и прочее). Для совершенно малеханького малыша можно придумать сказку о животных, наделив их свойствами малыша, к примеру капризный заяц, ленивый мишка, умный слоненок и т. д. Схожий прием известен сначала благодаря русским народным сказкам, когда животные и птицы могут гласить и поступать, как люди. Ребенок сравнивает себя с героем сказки, лицезреет, как магический персонаж решает делему. Так малыш получает опыт!
Реальная притча вправду творит волшебство! Малыши перестают рыдать по каждому поводу, больше не страшатся ездить в лифте, меньше говорят во время уроков и убирают за собой игрушки! Не считая того, сказки помогают разъяснить малышу тяжелую ситуацию в семье (разводы, конфликты, пьющих родителей), решить делему общения (не скупиться, не лупить других ребят, не смущяться незнакомых людей и т. д.), убедиться в собственных силах, не страшиться нового, закончить упрямиться и даже посодействовать оздороветь!
Почему терапевтические сказки помогают?
Так как магический рассказ может быть написан персонально для каждого малыша! Одно из основных критерий действенной сказки — обрисовать магического героя так, чтоб в нем малыш вызнал себя. Для этого персонаж должен быть наделен нравом, привычками вашего малыша, гласить его обычные фразы.
Как читать терапевтические сказки?
1. В притче героя должны звать по другому. Имя может быть схожим, созвучным, но не таким же. Идет речь о притчах, которые помогают малышу совладать со своими ужасами, избавиться от недочетов либо комплексов. Если вы по каким-то причинам решите, что притча будет эффективнее, если именовать героя именованием собственного отпрыска либо дочки, то сможете навечно отбить у малыша желание слушать подобные сказки. Представьте: ваши предки вам звонят на ночь смотря, перечисляют ваши недочеты и при всем этом рекомендуют, что необходимо делать… Вроде бы вы себя ощущали? В сказках-приключениях либо просто хороших притчах имя героя может быть таким же, как у малыша.
2. Если ребенок просит прочесть ему сказку снова (а так бывает достаточно нередко), не ленитесь! Отложите дела, выключите мобильный телефон! На данный момент вы сможете подарить вашему малышу правильную «установку» на всю жизнь! На это ведь можно издержать излишние 20 минут, правда?!
3. Постарайтесь обсудить с ребеночком сказку. Естественно, если он этого желает. Не нужно спрашивать у малыша: «Как ты думаешь, на кого похож этот герой?». Либо еще ужаснее: «Тебе не кажется, что ты ведешь себя так же отвратно, как этот мальчишка?». Обсуждение сказки должно касаться только поведения героя, а не малыша. Поверьте: дети все усвоют и так! Опасайтесь оценочных суждений, когда ваш малыш будет делиться своими идеями по поводу сказки. Не гласите ему «Ты некорректно думаешь» либо «Ты все не так понял». Просто выскажите свое мировоззрение и растолкуйте, почему вы так думаете. Для закрепления магического эффекта можно совместно с малышом нарисовать главные моменты сказки.
4. Время от времени требуется написать сказку, которая просит активного проявления маминого либо папиного роли после сказки. «Реалистичные» сказки — иногда единственный метод посодействовать ребенку, к примеру, преодолеть прирожденный ужас огня либо воды. Потому со стороны родителей в таких случаях требуется не только лишь прочесть сказку, да и сделать то, что описано в притче! И, вероятнее всего, не один раз.
5. Для закрепления магического эффекта сказочку лучше время от времени перечитывать.
6. Читайте сказку с любовью! Тогда и произойдет волшебство!
Сейчас на портале «МЕД-инфо» в группе «Сказкотерапия для малышей и взрослых» вы всегда сможете отыскать сказку для собственного малыша. Уже желаете испытать, как сказкотерапия действует? Добро пожаловать в группу http://med-info.ru/groups/view/45. Приятного чтения!