Согласно психическим словарям, галлюцинации — это восприятия номинально отсутствующих предметов либо их признаков, лично признаваемые человеком за реальные образы. Другими словами, это патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые на этот момент не действуют на надлежащие органы эмоций. Если гласить совершенно просто, то это неадекватный наружному раздражителю образ, возникающий в сознании, обман восприятия. Часто они сопровождаются аффективными расстройствами, бредом и помрачением сознания.
Предпосылки. Галлюцинации могут иметь место при сильной вялости, чувственном перенапряжении, стрессе, долговременной сенсорной изоляции, употреблении неких психотропных веществ и, очевидно, в большинстве случаев появляются на фоне разных психологических болезней. Как обосновали опыты учёных, даже у полностью здоровых людей, оказавшихся в тёмном помещении, куда не поступают наружные звуки и другие раздражители, появляются схожие нарушения восприятия. Большая часть испытуемых лицезреет, слышит либо ощущает нечто такое, чего по сути нет. И это полностью нормально: мозгу, привыкшему повсевременно получать информацию, тяжело и не по привычке вдруг оказаться в критериях полной изоляции.
В 1817 году французский психиатр и создатель первого научного управления по данному предмету Жан-Этьен Доминик Эскироль (J.Е.D.Esquirol) в первый раз обрисовал галлюцинации и в докладе «О галлюцинациях у душевнобольных» отграничил их от иллюзий. Если иллюзия, по его воззрению, это неверное, искаженное либо неверное, надуманное восприятие предметов реаль-ной реальности, то галлюцинация представляет собой восприятие совсем не имеющегося в данное время и в данном месте предмета. Скажем, чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная в месте вхождения в жидкость, но это всего только иллюзия. Если же человек заместо стакана с чайной ложкой лицезреет впереди себя пляшущего чёртика, то стоит серьёзно задуматься.
Особенности взаимодействия с нездоровым. Невзирая на то, что здоровый человек не лицезреет и не слышит ничего из того, что раскрывается взгляду на психическом уровне хворого, для последнего его видения — это действительность, в какой он полностью не колеблется. В связи с этим не следует пробовать разубеждать пациента в истинности его образов, ведь такие деяния только усугубят ситуацию. В наилучшем случае вы потеряете доверие человека, в худшем — вызовите приступ злости. Но обратная ситуация, когда близкие хворого стараются очень сблизиться с галлюцинирующим персонажем и, практически, сами впадают в настолько же больное состояние, разыскивая источники непонятных звуков либо охотясь со связкой чеснока на вампиров — более гибельны для здоровья. Если вам пришлось столкнуться с человеком, страдающим галлюцинациями, то идеальнее всего, безусловно, вызвать соответственного спеца. До его приезда разговаривать с «пострадавшим» следует расслабленно, не подшучивая и не пытаясь детально дискуссировать его видения. Напротив, еще полезнее попробовать отвлечь человека на мирные занятия — прослушивание музыки либо чашечку чая. «Буйный» пациент представляет необыкновенную опасность, здесь следует отрешиться от чаепитий и, сначала, обезопасить место, чтобы человек не нанёс вреда для себя и окружающим. В последнем случае, можно пообщаться с нездоровым на тему того, как он может с вашей помощью защититься от угрожающих образов. Выдайте злосчастному полный боекомплект из чеснока (от вампиров), святой воды либо соли (от духов и призраков) либо других нужных и неопасных для здоровья «сказочных» предметов, вселяющих в него уверенность, и дождитесь приезда докторов.
Какие бывают галлюцинации? Настоящие галлюцинации (другими словами те, которые для хворого стопроцентно совпадают с реальными объектами) классифицируются по виду анализатора на:
- зрительные,
- слуховые (акустические),
- тактильные,
- обонятельные,
- вкусовые,
- висцеральные (соматические),
- проприоцептивные (моторные),
- вестибулярные,
- всеохватывающие (синтетические, сложные).
В последнем случае имеют место галлюцинации в границах различных анализаторов, относящиеся к одному воспринимаемому объекту. Более частыми в медицинской практике являются зрительные и слуховые галлюцинации. 1-ые могут проявляться по-разному: от простых геометрических фигур и световых вспышек до видений целых предметов, растений, животных, людей, построек, ландшафтов, умопомрачительных созданий либо устройств. Особенным подвидом таких нарушений являются экстракампийные галлюцинации, когда нездоровой типо лицезреет образы либо объекты, находящиеся вне поля зрения (к примеру, сзади него либо с боковой стороны). Неизменные, но более редчайшие гости в кабинете психиатра — обонятельные галлюцинации в виде разных, в большей степени противных, запахов, которые нездоровой ощущает от собственного тела, одежки либо товаров питания. Приблизительно с той же частотой встречаются и вкусовые обманы восприятия в виде вкусовых чувств, почаще противных, не характерных принимаемой еде либо возникающих совсем без её приема.
Что касается псевдогаллюцинаций, то они отличаются от настоящих собственной локализацией не в беспристрастном, а в личном мире пациента. Это всяческие «голоса в голове» и образы, навязанные нездоровому, как он утверждает, кем-то снаружи. То, что человек лицезреет, не воспринимается им в этом случае как беспристрастная действительность, не соотносится с существующими вокруг объектами, а чувствуется «внутренним зрением». Пациент осознает, что образы чужды его сознанию, но их появление не подчиняется его воле.
Фото: http://farafrontiere.wordpress.com