Физиолог Василий Яковлевич Данилевский был прототипом литературного доктора Ф.Ф. Преображенского из повести Булгакова «Собачье сердце». Этот выдающийся деятель науки является основоположником Органотерапевтического института (сейчас Институт заморочек эндокринной патологии им. В. Я. Данилевского НАМН Украины). Уже в 1875 году, в возрасте 23 лет, он записал 1-ые данные по электронной активности мозга собак, зайчиков и обезьян. Независимо от него, те же исследования проводил и британский доктор Р. Кэтон. В 1913 году была записана 1-ая электроэнцефалограмма мозга собаки, а в 1928 году — человека. Все эти открытия послужили началом эпохи синхронизации мозга человека с компом, которая в наши деньки ознаменовалась успешными попытками чтения мыслей.
Мортышка управляет рукою бота. Очевидно, 1-ые шаги в области исследования активности мозга наука делала, делая упор на опыты с животными. Отметим, что наибольших фурроров к концу 90-ых годов прошедшего века достигнула, пожалуй, группа из Института Дюка в Северной Каролине (США). Учёным под управлением доктора Мигеля Николелиса удалось записать активность огромного числа нейронов с широкой области мозга и поставить им в соответствие разные движения животных. После чего первым подопытным стала крыса, в двигательном центре мозга которой было установлено 48 электродов. Грызун скоро научился «мысленно» жать на кнопку, чтоб получать воду. Сущность опыта заключалась в том, что спецы давали крысе питьё только в этом случае, когда активность мозга соответствовала нажатию. Последующими участниками опыта стали мортышки, которые всего за 2 денька научились управлять специальной робо-рукой. Сигналы, снятые с мозга приматов, обрабатывал компьютер, который с помощью обычных математических функций конструировал на их базе движения механической руки. Принципиальным выводом стало заключение о том, что мортышки воспринимают искусственную конечность не как подмену своим своим, как дополнительную. Стало ясно, что мозг обладает большущим потенциалом расширяемости и способен приспособиться к использованию разных устройств без утраты функциональности.
Спасение безнадёжно нездоровых. Меж тем, основной задачей учёных тогда было создание настоящего метода взаимодействия с миром вокруг нас для парализованных людей. В 1996 году Рой Бэкэй и Филипп Кеннеди в Атланте (в Институте Эмери) начали проводить опыты с их ролью. В 1998 году живописец и музыкант Джонни Рей (1944-2002), тяжело парализованный из-за травмы ствола мозга, пережил операцию по имплантации микроэлектрода (использовались синтезированные вещества, вызывающие обрастание нервными тканями контактов микросхемы). После недолгого обучения, Рей сумел силой мысли управлять курсором, набирать текст по буковкам и даже генерировать музыкальные сигналы. В 2005 году группой под управлением Лея Хохберга пораженному тетраплегией Мэтту Нэглу был вживлен в мозг 96-контактный имплантат. Снимаемые с этого датчика сигналы позволили Мэтту совершать простые движения робо-рукой, управлять курсором на дисплее компьютера, включать свет, переключать каналы телека и даже играть в компьютерные игры. Учёные сообразили, что это прорыв, ведь сейчас они могли дать тяжело нездоровым людям метод общения с наружным миром. На помощь им пришли шлем для снятия ЭЭГ с 24 контактами, особый преобразователь сигналов и обыденный ноутбук. Таковой набор мог приобрести каждый желающий. Скорость «ментального» набора текста составляла приблизительно 1 знак в 15 секунд, но это не было неувязкой для парализованных людей, которые вновь обрели «голос». Увлекателен случай 48-летнего нейробиолога, страдавшего боковым амиотрофическим склерозом. Мужик не мог двигать ни руками, ни даже очами. Используя разработанный мозг-компьютерный интерфейс, ученый сумел не просто разговаривать, да и продолжать свою работу. На базе описанного механизма спецы начали создавать бывалые эталоны систем по управлению инвалидной коляской. Пионерами в этой области выступили компании Тоета и Honda. В XXI веке на 1-ый план вышли игровые технологии, из-за чего внимание выдающихся разумов сосредоточилось на разработке портативного ЭЭГ-устройства для компьютерных игр средством «чтения мысли». В своём блоге один из геймеров-участников опыта обрисовал свои чувства последующим образом: «Никогда в жизни не играйтесь в тетрис своими мозгами. Оно затягивает и выходит. Сущность такая — играешь как в обыденный тетрис, нажимая на кнопки клавиатуры (вверх-вниз-вправо-влево), а система в фоне обучается это распознавать. В некий момент времени она приходит к выводу, что научилась, и начинает тебя дублировать. В этот момент начинается шоу с приколами. В особенности весело выходит, когда ты хочешь двинуть фигуру в сторону: сигнал поступает от ментальной машины, потом ещё один приходит от тебя по руке до пальца, в конечном итоге всё сдвигается в сторону 2 раза. Лечится снятием руки с клавиатуры и нажиманиями на пустое место». Германские спецы даже управление автомобилем смогли настроить под мысленные команды водителя. Сейчас учёные впритирку приблизились к решению трудности чтения мыслей.
Считывание образов с мозга. «Я бы сравнил демонстрацию опытов по чтению мыслей с первой фазой галлактического проекта, — гласит Константин Анохин, русский нейробиолог. — Неувязка галлактических путешествий пока не решена: пройдут десятилетия, до того как люди будут свободно передвигаться с одной планетки на другую. Но выход человека в космос свидетельствует, что это может быть. Аналогично и с декодированием мыслей. Опыты демонстрируют, что не существует теоретического запрета для выполнения этих задач. Всё остальное находится в зависимости от времени и развития технологий». Итак, одно из самых красивых научных достижений 2011 года — считывание видео-фрагмента из мозга человека. Как это стало может быть? В процессе первых, образно говоря, «простых» опытов, спецы научились распознавать легкие знаки, которые лицезреет впереди себя человек, при помощи сигналов от его мозга. К примеру, исследователи из 5 государственных японских институтов и лабораторий под управлением Юкиясу Камитани и Йочи Мияваки слились для проведения 1-го из таких тестов. В процессе исследования каждому добровольцу с промежутком в 6 секунд предъявлялось стопиксельное изображение буковкы либо обычного знака (всего их было около 500), а компьютер в этот момент выстраивал соответствия меж информацией об активности мозга и каждой из картинок. В предстоящем испытуемому демонстрировали некоторый опытнейший эталон с определённой последовательностью уже узнаваемых ему символов, а машина, на базе вычисления вероятности, выдавала итог того, что лицезреет впереди себя человек. За 2 секунды компьютер обрабатывал число вариантов, описываемое цифрой два в сотой степени, но ответы техники были очень точны. Прорыв к раскодированию видеообразов в нашем мозге был совершен в Институте Беркли Шинжи Нишимото и его соавторами. Испытуемые Нишимото просматривали неограниченное количество видеофрагментов с YouTube (компьютер фиксировал активность их мозга в это время). Потом доброволец следил экспериментальное видео, а чудо-машина отбирала из миллионной библиотеки загруженных в неё роликов сотку более схожих на тот, который лицезреет человек. Отобранные куски покадрово смешивались, и бот выдавал «усреднённый вариант». Ниже вы сможете созидать, как это было.
Добившись настолько выдающихся фурроров, учёные совсем не хотят останавливаться. В последнее время они грезят узнать, что лицезреют новорожденные и люди с психологическими болезнями, также расшифровать людские сны, выведя объёмную картину наших фантазий на телемониторы.
Подготовлено с внедрением материалов http://one-fact.ru