Еще 10-15 годов назад написание хоть какой более либо наименее суровой научной работы было невообразимо без посещения библиотеки, где происходил весь первичный процесс отбора и сортировки материала. Библиотека была местом, где каждый уважающий себя ученый проводил большое количество времени, работая, встречаясь с сотрудниками. При всем этом фактически хоть какой человек со стороны при желании мог придти и безвозмездно получить нужную информацию. С массовым переходом библиотек на электрические носители ситуация кардинальным образом поменялась.
Сейчас журнальные полки мед библиотеки практически опустели. Там, где ранее лежала стопка последних выпусков Leukemia Research («Исследования лейкемии»), появилась картонка с надписью: «Журналы за 2003 год имеются только в электрическом виде». Такая же участь поняла сотки других изданий, от Fertility and Sterility («Плодовитость и бесплодие») до Cancer Detection and Prevention («Выявление и предупреждение рака») и Journal of Pediatric Surgery («Журнал детской хирургии»).
При всем этом попытка доступа к стремительно возрастающим цифровым собраниям даже из библиотечного компьютера наталкивается на уведомление: «Для использования компом необходимо ввести библиотечный пароль». При всем этом в институтских библиотеках условия договоров, заключенных с издателями, почти всегда воспрещают библиотекам докладывать пароли посторонним гостям.
Вправду, в почти всех случаях электрические ресурсы удобнее, чем печатные. Но сокращение бюджетов библиотек и быстрый рост цен на журнальчики изменили ситуацию, что сделало их фактически труднодоступными не только лишь для посторониих гостей, да и для научных служащих, заработная плата которых часто не позволяет растрачивать 2 000 евро в год лишь на один журнальчик (Rheumatology).
Пациент, у которого только-только нашли тяжелое болезнь; мама, опасающаяся рискованной операции, грядущей ребенку; школьник-вундеркинд — ранее эти рядовые граждане могли пойти в финансируемую государством университетскую библиотеку и получить нужную литературу.
Неувязка состоит в том, что тыщи журналов издаются группой издательств, которые включают их наименования в «большие пакеты», охватываемые единым договором. При всем этом в обмен на гарантированную стоимость библиотека теряет возможность исключить из пакета что бы то ни было. Научные библиотеки будут хранить печатные версии таких журналов, как Science, Nature и New England Journal of Medicine, представляющих общий энтузиазм. А некие массивные организации, к примеру Массачусетский технологический институт и Калифорнийский институт в Сан-Франциско обмолвили в договорах статьи, обеспечивающие хоть какому неизменному гостю бесплатный доступ к электрическим журнальчикам с рабочих станций библиотек. Но это — исключения. Почти всегда, издатели настаивают, чтоб их электрическими версия- ми не мог пользоваться обыденный читатель.
В 2001 г. вследствие бойкота со стороны ряда больших ученых некие журнальчики стали предлагать открытый доступ к номерам, вышедшим более года вспять. Но за каждый просмотр новых публикаций большинству читателей приходится платить от 8 до 35 баксов США.
Подобные ограничения могут обернуться стратегической ошибкой. Конгрессмен от Миннесоты Мартин Сабо (Martin Sabo) занес законопроект, запрещающий издателям заявлять права автора на «научные работы, финансируемые федеральным правительством», т.е. на огромную часть базовых и мед исследовательских работ. «За их платит общество, и алогично приватизировать их доходность», — гласил Сабо.
Некоммерческая организация «Публичная научная библиотека» объявила, что хочет начать в октябре 2003 г. выпуск первых 2-ух научных журналов, которые сумеют безвозмездно читать через сеть все желающие. Получив стартовый капитал в $9 млн. от Фонда Гордона и Бетти Мур и поддержку таких больших ученых, как прошлый директор Государственных институтов здоровья Харолд Вармус (Harold E. Varmus), организация рассчитывает окупать издержки, взимая плату с ученых за публикацию их работ. Стоимость подписки на печатную версию также будет умеренной.
Массачусетский технологический институт, система Калифорнийских институтов и около 140 других институтов сделали архивы, куда ученые могут помещать свои работы еще до их публикации, подобные электрическому www.arXive.org по физике. По словам Стивена Харнада (Stevan Harnad), ученого-когнитивиста из Квебекского института и давнешнего приверженца сотворения таких архивов, число работ в этих депозитариях подросло за два года с 20 тыс. до 1,3 млн. Они пока получают только малую толику из 2 млн. статей, публикуемых журнальчиками, но все таки становятся соперниками выгодному издательскому бизнесу.
Русские библиотеки только на данный момент начали повторять путь западных коллег, но уже на данный момент становится понятным, что без подабающей гос поддержки, которая обеспечит доступ к научным публикациям все заинтересованным слоям населения, на суровые инноваторские прорывы в всех областях, в том числе медицины, в наиблежайшие годы не приходится.