Заикание

ЗаиканиеПлавная речь с безупречным ритмом, без труда и колебаний — явление недосягаемое. У каждого человека встречаются её прерывания, занимающие 7-10% произнесённого объёма речевой инфы. Повторения отдельных слов либо целых фраз, «мычание», длительное протяжное «э-э-э», междометия и слова-паразиты интенсивно мешают человеку сделать свою речь прекрасной и мелодичной. Но в этом случае, если перерывы в речи составляют более 10% её объёма, спецы молвят о заикании. Ещё более уверенными в собственной правоте они становятся, отметив напряжение и тревогу говорящего, нередкие повторения отдельных звуков и слогов, их противоестественное растягивание, блоки молчания, гримасы лица либо тики.

Заикание — это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её обычного ритма, непроизвольными остановками в момент выражения либо принужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Обычно, неувязка появляется у малышей 2-5 лет, другими словами падает на период насыщенного формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи. Легковозбудимые, нервные малыши почаще оказываются в группе риска. Не считая того, мальчишки втрое больше подвержены заиканию, чем девченки. В целом, противная особенность проявляется у 2-3% малышей, но в большинстве случаев проходит с годами. По статистике, посреди взрослых заикается всего 1% людей, но здесь принципиально учесть, что неувязка может явиться следствием органических поражений мозга и центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции), а не непременно приходит «из детства». Заикание, начавшееся у малышей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так именуемого симптоматического либо «вторичного» заикания, которое наблюдается при аномалиях мозга органического генеза либо нервно-психических расстройствах.

Формы заикания. Есть две взаимодополняющие друг дружку систематизации заикания, обращающие внимание на разные его нюансы. Согласно первой из их выделяются три формы патологического процесса:

  • Клоническое заикание — лёгкая форма, при которой повторяются отдельные звуки либо слоги слова (время от времени целые слова). К примеру: с-с-сумка, ко-ко-коробка.
  • Тоническое заикание — более тяжёлое нарушение, когда появляется долгая пауза сначала либо середине слова или некий звук очень растягивается. Говорение сопровождается значимым мышечным напряжением. К примеру: с—умка, ко-о-о-робка.
  • Смешанное заикание — сочетание первых 2-ух типов недуга.

2-ая систематизация предлагает другой подход, опирающийся на позиции современной нейрофизиологии. Тут молвят о 2-ух разновидностях трудности:

  • Невротическое заикание — следствие острой либо приобретенной психологической травматизации в возрасте 2-6 лет. Другими словами запинки вначале появляются на фоне стресса, как однократного (испуг), так и приобретенного. Ранее речевое и двигательное развитие у таких малышей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Кроме заикания у малышей обнаруживаются те либо другие невротические проявления: капризность, ужасы, колебания настроения, впечатлительность, тревожность.
  • Неврозоподобное заикание - выраженный неврологический недостаток, включающий нарушения моторики и артикуляции. Преждевременное речевое и двигательное развитие может проходить в срок либо с неким запозданием. Но движения малышей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают различные нарушения. Есть трудности с координацией, выразительными движениями, речи сопутствует активная жестикуляция. Может быть появление невротических реакций.

Принципиально обдумывать, что какая бы форма заикания не проявлялась у ребёнка, он от этого не становится наименее умным, чем его сверстники. Заикание не затрагивает умственную функцию, потому что это недостаток мышечной активности речевого аппарата. Также родителям полезно усвоить, что заикание нереально приобрести, подражая человеку, страдающему от этого недуга.

В последние годы в более продвинутых странах отмечается рост частоты заикания у малышей, что связывают с бурным внедрением в ежедневную жизнь электрических сми, видеоигр, обрушивающих большие массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему малыша.

Корректировка заикания вероятна с ролью врача-невропатолога и логопеда (часто полезной оказывается и помощь детского психолога). Что касается роли в этом процессе родителей, то им, сначала, не следует акцентировать внимания на дилемме ребёнка. Также не надо заставлять заикающегося малыша длительно и через силу выговаривать сложные фразы и слова, потому что это только травмирует его психику. «Поддерживающие» фразы «Говори медленнее», «Расслабься», «Дыши ровнее» и тому подобные ещё одна помеха на пути к излечению. Они ухудшают ситуацию, вызывая сильное мышечное напряжение, в итоге чего заикание только усиливается. К огорчению, ни один способ борьбы с недугом не даёт гарантии 100% избавления от противной особенности, но спецы, непременно, посодействуют ребёнку выработать способности плавной речи либо, по последней мере, видоизменять заикание так, чтоб оно не мешало общению.