Тяжело сказать точно, где и когда появились 1-ые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, 1-ые размышления на этот счет принадлежат старым грекам и относятся примерно к VI веку до нашей эпохи. На данный момент высказывавшиеся тогда суждения кажутся довольно доверчивыми, в особенности если учитывать, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.
Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он задумывался, что если эти консистенции не «взбалтывать», то память будет прелестной. Забывание же есть итог взбалтывания, замутнения.
В V веке до н.э. Диоген представил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное рассредотачивание воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого рассредотачивания.
Как и в почти всех областях познания, первым человеком, внесшим реальный вклад в разъяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как «догадка восковой доски»; она до сего времени делится некими, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до того времени, пока не исчезают (изнашиваются) с течением времени, вновь оставляя чистую поверхность. Эта незапятнанная поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, оборотная сторона такого же процесса.
Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психологических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических качеств процесса запоминания. Вводя новейшую терминологию, Аристотель сразу приписывал сердечку все те функции, которые мы сейчас приписываем мозгу. Он осознавал, что сердечко, кроме всего остального, производит кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть итог замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в исследование процессов запоминания была его концепция «ассоциации мыслях».
Последующим философом, внесшим большой вклад в исследование трудности запоминания, был выдающийся доктор Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции разных анатомических органов и физиологических систем, и тщательно исследовал функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психологические процессы как проявление деяния «животных» жидкостей. Он считал, что эти воды вырабатываются в мозгу, и соответственно конкретно там локализуется память. Гален считал, что воздух всасывается в мозг и тут смешивается с актуальными жидкостями. Эта смесь разливается по телу, позволяя нам ощущать, чувствовать вкус и т.д.
Эти идеи Галена были здесь же подхвачены церковью, которая обладала в это время большущим воздействием. Эта концепция стала официальной доктриной, что фактически приостановило развитие представлений о памяти в следующие 1500 лет. Даже величайшие разумы не могли биться с схожим соц воздействием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, но, даже не пробовал разъяснить это явление.
С сих пор и прямо до XVII века представления о памяти фактически не развивались, и даже в XVII веке они почти во всем оставались в рамках религиозной доктрины. Даже таковой величавый мыслитель, как Декарт, в целом делил взоры Галена. Он, правда, считал, что животные воды текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, «включают» механизмы памяти. Чем обширнее каналы, по которым течет жидкость, тем больше воды протекает через их. Конкретно таким макаром он разъяснял изменение свойства запоминания и силы того, что мы сейчас называем «следы памяти». След памяти — это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в итоге обучения; конкретно этот след позволяет нам запоминать.
Одним из мыслителей, откликнувшихся на быстрое развитие наук и находившихся под воздействием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли представил, что в мозгу есть вибрации, возникающие еще до рождения. Новые воспоминания меняют нрав, место, степень и длительность этих вибраций. После воздействия новых воспоминаний вибрации снова становятся такими, какими были ранее. Но если то же воспоминание появляется опять, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению нрава вибраций и их фиксации в новеньком состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значимые конфигурации и в представлениях о памяти.
Многие идеи, предложенные еще старыми греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной био науки.
Прохазка совсем и окончательно отторг старую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем доказана с фактически научных позиций. Он осознавал, что ограниченность познаний делает попытку локализовать память в мозгу незапятанной спекуляцией. «Схожая локализация вероятна,- писал он,- но у нас недостаточно познаний в реальный момент, чтоб выполнить ее». Только через 50 лет после чего неувязка локализации памяти была в некий степени разрешена.
Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память «локализована» во всех частях мозга. Он считал, что мозг действует как единое целое и глупо представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взоры в значимой мере воздействовали на развитие физиологии и только в ближайшее время в этой области были изготовлены приметные успехи, расширившие наши представления.
Современные концепции
Развитию современных представлений о памяти в значимой мере содействовали заслуги в технологии и методологии. Фактически все исследователи согласны, что память локализована в коре мозга. Но даже в текущее время четкая локализация памяти представляет собой очень сложную задачку, так же как и полное осознание устройств функционирования памяти.
Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего трудности научения и построившего кривые забывания сначала века, и кончая сложными и утонченными современными концепциями.
Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по исследованию биохимической природы памяти; теории, в согласовании с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а быстрее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.
Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В согласовании с его концепцией, работа памяти плотно сплетена с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислотой , которая в свою очередь определяет генотип человека (а именно, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза — голубого либо коричневого).
Были проведены опыты, которые вправду проявили, что РНК в значимой мере оказывает влияние на нрав нашего запоминания. К примеру, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клеточках изменяется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего уяснить и становятся необучаемыми.
Один из более увлекательных тестов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то 2-ая «вспоминала» то, о чем никогда не знала.
В то время как эти исследования длятся многие ученые считают, что нужно закончить исследование процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная неувязка памяти заключается конкретно в том, что мы все повсевременно забываем.
Эта мысль лежит в базе концепции, согласно которой есть 2 вида хранения инфы: длительный и краткосрочный. А именно мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только-только дали, и собственный свой номер.
Краткосрочная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована подабающим образом и поэтому просто забывается. В длительной памяти информация перекодируется подходящим образом, систематизирована, поэтому может храниться годами, если не всю жизнь.
Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты доктором Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению маленьких частей мозга с целью освободить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд производил электростимуляцию разных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, был должен докладывать о собственных впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры мозга, то пациенты гласили, что перед ними встают калоритные мемуары юношества. Пенфилд установил, что стимуляция различных областей вызывает разный эффект, но только стимуляция височных толикой приводит к появлению связных и осмысленных мемуаров. Эти мемуары нередко бывают полными, в том смысле, что в их находятся цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.
Не считая того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый «вспоминал» после стимуляции, было уже позабыто им в обыкновенном состоянии. К тому же «стимулируемые» мемуары были еще более четкими и определенными, чем обыденные, которые нередко носят обобщенный нрав. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает полностью все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание повсевременно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть неосуществимым.
Мы лицезреем, что неувязка запоминания по-настоящему завлекла разумы ученых только в последние 2 тыс. лет, а из их в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было очень малозначительным. Фактически только последние 200 лет были плодотворными для исследования трудности и, избавившись от непонятных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы сейчас локализовали память в определенном участке нашего тела.
Нужно увидеть, что даже на данный момент исследования памяти находятся на исходной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой дилемме, и может быть, что скоро мы будем очевидцами наинтереснейших открытий в этой области.
В статье применены материалы книжки: Т.Бузан. Высокоскоростная память. Издательство «Эйдос», 1995