Змея, чаша и посох: происхождение медицинских символов

Змея, чаша и посох: происхождение мед знаковИзображение змеи, которая обвивается вокруг посоха, было принято в качестве знака мед профессии посреди XX в. Глобальной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на I Глобальной ассамблее в Женеве. Таким макаром, в 1948 г. была утверждена интернациональная эмблема здравоохранения, в центре которой, как мы и произнесли, помещен посох, обвитый змеей. Меж тем, это не единственное изображение, которое использовалось докторами для обозначения их профессии. К примеру, эмблемой аптечного дела является чаша со змеёй, знаком службы Критической мед помощи — шестиконечная «Звезда жизни», в центре которой также змея и посох. В различные времена и в различных культурах мед знаки отражали восприятие жизни и погибели, здоровья и заболевания, напоминали об виде врачевателя и способах исцеления. Эмблемы сменяли друг дружку, и, в конечном итоге, их накопилось довольно много для того, чтоб составить общую систематизацию.

К общим мед эмблемам относятся:

  • змея;
  • змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
  • змея, обвивающая чашу;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);
  • две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);
  • змея (либо две змеи), обвивающая свечу (либо осветительный прибор);
  • змея, обвивающая зеркало;
  • анкх;
  • яичко;
  • пылающий факел либо пылающая свеча;
  • осветительный прибор («светя другим, сгораю сам»);
  • петушок;
  • сердечко на ладошки;

К личным мед эмблемам относятся:

  • изображение ландыша (знак терапии и исцеляющей силы);
  • изображение флорентийского малыша;
  • уринария (сосуд для сбора мочи — знак наблюдения доктором хворого);
  • клистира (клизма);
  • рука, ощупывающая пульс (эмблема терапевтического профиля);
  • пентаграммы, изображения неких хирургических инструментов (скальпеля, ножниц);
  • капля крови (эмблема хирургического профиля);
  • ступки, ступки с пестиком (эмблемы фармации, мед обществ).

Но более распространёнными и долговременными оказались изображения змеи, чаши и посоха, о происхождении которых мы и побеседуем более тщательно.

Чаша со змеёй.

Змея, чаша и посох: происхождение мед знаковЭто один из более распространённых мед знаков. История его появления уходит корнями в развитие старых цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. В большинстве случаев, эмблема носит заглавие Чаши Гигиеи. Если обратиться к древнегреческому мифу о боге медицины Асклепии, то можно узреть огромное количество преданий о его детях. Посреди дочерей и отпрыской именитого доктора мы лицезреем Телесфора, гения излечения, Панацею, отвечающую за лекарственное исцеление, Иасо, богиню исцеления. Старшая же дочь Асклепия, Гигиея, была богиней здоровья и изображалась в виде девы с чашей, из которой кормит змею.

Более распространенное предположение о появлении чаши как мед знака связывает её с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Старого Востока. Очевидно, вода тут — дар небес, драгоценная влага и целебное средство, а собрать её можно только при помощи сосуда — чаши (даже самой примитивной, в виде 2-ух сложенных совместно ладоней). В древней мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. До нашего времени дошло огромное количество образных выражений: «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Не считая того, чаша — старый сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали разные лекарства.

Змея символизирует здоровье, осторожность, мудрость, могущество. Культ змеи выступает основополагающим в культуре и находит своё отражение в легендах и легендах фактически всех государств Старого Мира. Змея, в том числе, была и эмблемой нескончаемой молодости: каждогодная смена кожи символизировала омоложение. Огромное количество преданий связано с тем, что пресмыкающемуся известен секрет нескончаемой жизни. Например, в шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок нескончаемой юности, но, пока купается, змея похищает его и молодеет, сбросив кожу. С того времени, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными созданиями.

В журнальчике «Здоровье мира» (май 1970 г.) высказывается мировоззрение, что символом врачевания в древнем мире стала не ядовитая змея, а безопасный, отлично лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит заглавие «Асклепиев уж» (coluber flavescens aesculapii). Конкретно этих змей находят на местах бывших зданий римских легионеров около лечебных источников в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), Австрии (у Бадена около Вены), Германии (у Шлагенбада). В этих странах ужи не водились, и их завезли сюда римляне. Таким макаром, в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, познания, бессмертие и вообщем все добрые начала.

Посох со змеёй.

Посох Асклепия — старый мед знак. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шёл, делая упор на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его оживить погибшего отпрыска. По дороге посох опутала змея, и Асклепий убил её. Следом появилась 2-ая змея, с травкой во рту, с помощью которой она оживила 1-ое существо. Асклепий нашёл эту травку и с её помощью стал сам оживлять мёртвых. На эмблеме посох изображается в виде необработанной палки с сучьями, что символизирует долгие странствия, в каких доктор набрался опыта и мудрости. Время от времени эмблемой медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли излечение и начало новейшей жизни.

Время от времени в качестве знака медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. В данном случае две змеи обвивали жезл, на конце которого размещались крылья. Этот символ до настоящего времени остаётся на вооружении в США, Великобритании и Франции. Посох Гермеса (Меркурия) именовался кадуцей. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтоб помирить 2-ух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Старом Риме примером уравновешенного и добродетельного поведения. Общемедицинским эмблемой кадуцей Гермеса стал в эру Возрождения. Возможно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой числился Гермес. Жезл нередко венчал ворон как один из знаков алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, величавым представителем которой был Парацельс. Весело, но сам он использовал в качестве знака медицины пентаграмму.