Старый Египет — таинственная и умопомрачительная страна, овеянная узким шлейфом легенд и легенд. Научное же исследование древнеегипетских текстов началось сравнимо не так давно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну иероглифического письма. Сообщение об этом открытии было изготовлено 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции, а само оно имело место в итоге обнаружения офицером наполеоновской армии Розеттского камня.
Исследование старых письменных источников позволило прийти к выводу о высочайшем уровне познаний египтян в почти всех научных областях, в том числе и в медицине. Ошибочно считать, что все терапевтические процедуры сводились в то время к разным шаманским ритуалам либо чтению заклинаний. Быстрее напротив, такое поведение лекаря было редкостью. Согласно разным трактатам к волшебным формулам прибегали только при лечении одной из 48 заболеваний, а в других случаях в дело шли лекарства со сложной рецептурой, также разные хирургические операции, с высочайшей точностью описанные спецами тех дней.
Наши познания о древнеегипетской медицине основаны на текстах старых мед руководств и сборников предписаний, по другому говоря, папирусов. К огорчению, как докладывает исследователь Ю.Ф. Марченко, до наших дней дошли всего 10 таких свитков. Они получили наименования по имени первых хозяев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), по наименованию городка, где хранятся (Берлинский, Английский, Лейденский) и по имени первого издателя (Г.Эберс). Они все являются перечнями с более ранешних трактатов, которые были утеряны ещё в древности. Остановимся подробнее на неких из папирусов.
Папирус Эберса (XVI век до н.э.) даёт самую необъятную информацию по медицине. «Книга изготовления фармацевтических средств для всех частей тела» склеена из 108 листов папируса и добивается в длину 20,5 метров. Тут вы найдёте 900 описаний фармацевтических средств для исцеления болезней органов пищеварения, дыхательных путей, уха, гортани, носа, глаз и кожи. Как докладывает С.М. Марчукова, название каждого рецепта выделено красноватой краской, а форма его, обычно, лаконична: сначала стоит заголовок, к примеру, «Средство для изгнания крови из раны», потом перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, к примеру: «варить, смешать». Любопытно увидеть, что методы терапии одних и тех же недугов варьировались зависимо от времени года, пола и возраста хворого. К примеру, если для ребенка либо взрослого рекомендовали лечущее средство в виде таблетки, то ребёнку могли дать только суспензию, растворённую в молоке. «Взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лечущее средство на базе зеленоватых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом», — дополняет С.М. Марчукова. Исследователь приводит примеры нескольких рецептов, а именно, 1-го из самых старых описаний ингаляции (рекомендовалась при лечении заболеваний груди и гортани): «растереть растения Гем и Емем, поставить на огнь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня». Другой способ ингаляции: «возьми семь камешков, накали их на огне; возьми какой-то из них, наложи на него малость снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтоб ты мог втягивать пар, и съешь позже чего-нибудь жирного, к примеру, жирного мяса либо масла». Не считая того, папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках сзади глаз», другими словами операции по удалению катаракты. В бумагах имеется косметический раздел, в каком даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, расцветке волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. Более увлекательна и последующая цитата: «Начало загадок доктора — познание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий доктор, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладошки, ног всюду касается сердца… Сосуды из него в теле всем. Если их изучит доктор хоть какой, жрец хоть какой, колдун хоть какой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца… Отыскивает он сердечко по сосудам его».
Медицина Старого Египта: часть II >>