8?мая обычно отмечают Глобальный денек Красноватого Креста и Красноватого Полумесяца. Символично, что на последующий денек мы празднуем Денек Победы, ведь Красноватый Крест выручил жизни тыщам военнопленным во время 2-ой Мировой войны. Но существует эта организация еще подольше…
Нобелевский лауреат
В 1945 году Интернациональному Комитету Красноватого Креста (МККК) была присуждена Нобелевская премия мира.
Он был основан в 1863 году с целью организации зашиты и помощи жертвам войн в мире. Уже в августе 1864 года Комитет уверил правительства государств принять Первую Женевскую конвенцию, обязывавшую армии обеспечивать заботу о покалеченых бойцах, независимо от того, на чьей стороне они вели войны. Тогда же была введена единая эмблема МКК: красноватый крест на белоснежном фоне.
Сначала в функции МККК заходила только координация гуманитарной деятельности. Но с течением времени он существенно расширил свою деятельность. Так, были сделаны Национальные общества и Центральное агентство по делам военнопленных в Женеве.
В 1918 году МККК призвал воюющие страны не использовать горчичный газ.
Во время 2-ой мировой войны представители МККК посещали военнопленных по всему миру и помогали им обмениваться посланиями с их родственниками. К огорчению, это в наименьшей степени задело русских военнопленных из-за категоричной позиции И.Сталина по этому вопросу («У нас нет попавших в плен, есть предатели»), также жертв Холокоста.
В 1949 году, по инициативе МККК, страны согласились на пересмотр 3-х существовавших тогда Женевских конвенций и приняли Четвертую (касающуюся защиты штатского населения, оказавшегося во власти вражеской стороны).
Отец красноватого Креста
8 мая — это к тому же денек рождения Жана Анри Дюнана, которому и принадлежала мысль сотворения МККК. Он родился в 1828 году в богатой женевской семье. Выбрав профессию экономиста, Дюнан с молодости занимался благотворительностью. После занятий в институте он посещал местную кутузку, чтоб утешить заключенных в процессе беседы. В 18 лет присоединился к евангелистской организации «Пробуждение».
В 1853 году, познакомившись с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу (создателем известного романа «Хижина дяди Тома»), он включился в борьбу против рабства. Когда ему было 26 лет, он стал работать в консульстве 1-го из огромнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии, но параллельно продолжал интенсивно заниматься благотворительностью.
24 июня 1859 года вышло событие, конструктивно изменившее его жизнь. Он стал случайным очевидцем одной из самых кровопролитных битв XIX века — сражении при Сольферино, в каком погибло 40 тыщ человек и приблизительно столько же было покалеченых. «Это была рукопашная, неописуемо страшная, — напишет позднее Дюнан в собственной книжке «Воспоминание о Сольферино». — Австрийские и союзные войска топтали друг дружку, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перебежал в бойню, схватку одичавших животных, бешеных от ярости и опьяневших от крови». В распоряжении покалеченых было всего 2 доктора и они на физическом уровне не успевали помогать страждущим. Дюнан здесь же влился в ряды добровольческих помощников в импровизированном лазарете. В один прекрасный момент он стал очевидцем того, как итальянские бойцы собирались скинуть покалеченых австрийских пленных со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. «Остановитесь, — заорал он, — не делайте этого! Они ваши братья!» Бойцы прислушались к его словам, а позже выражение «Sono fratelli» («Они — братья») стало лозунгом МККК.
Книжка Дюнана «Воспоминание о Сольферино», в конце которой он предложил сделать международную компанию помощи жертвам войны, вызвала большой резонанс. На идею Дюнана откликнулось Женевское общество процветания — гуманитарная организация, состоящая из более именитых людей. 26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 государств (в множестве которых были и такие знаменитости, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл) повстречались в Женеве и выработали проект контракта о гарантиях нейтралитета для тех, кто оказывает помощь.
Как досадно бы это не звучало, заботясь о развитии МККК, Дюнан забросил бизнес и разорился. Его родные от него отвернулись, а собственной семьи он так и не сделал. В последние годы собственной жизни он был обязан странствовать по деревням Швейцарии, не имея средств на кров и хлеб. В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте. Узнав об этом, вдовствующая российская императрица назначила ему умеренную пенсию, а в 1901 году Дюнан стал первым человеком в мире, кому присвоили Нобелевскую премии мира. Но даже средства, приобретенные от Нобелевского комитета, Дюнан завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции, также организовал бесплатную кровать для бедных в Хайденском приюте, в каком он и скончался в 1910 году. Надгробие над его могилой украшено изображением коленопреклоненного человека, подающего воду раненому бойцу.