Парацельс и тайна происхождения жизни

Парацельс и потаенна происхождения жизниПарацельс (истинное имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) — прославленный доктор и естествоиспытатель, один из основоположников ятрохимии (направление в химии, посвящённое изготовлению фармацевтических средств), натурфилософ и алхимик эры Возрождения. Мы уже писали о том, что этот человек был не только лишь профессиональным лекарем, да и реальным возмутителем спокойствия собственного времени. Смелые опыты Парацельса и усердные поиски им «философского камня» породили много слухов. Поговаривали даже, что доктору помогают разные бесы и другая нечистая сила. Был в арсенале прославленного лекаря один опыт, который в особенности приблизил его к оккультизму — и это, очевидно, опыт по созданию гомункулуса.

Гомункул в представлении средневековых алхимиков — это существо, схожее всем иным людям, которое можно получить искусственным путем. Другими словами, это человек «из пробирки». Любопытно, что гомункулус, по воззрению старых профессионалов, содержится в любом мужском сперматозоиде. Секрет в том, что при попадании в материнский организм это существо преобразуется в настоящего человека, существенно увеличиваясь в размерах. Длительное время дискуссии о способности сделать новейшую жизнь без роли дамы были чисто теоретическими и очень туманными. Парацельс стал первым учёным, предложившим четкий рецепт производства гомункула.

Рецепт сотворения «человека из пробирки». «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Они могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными дамским организмом, а только средством мастерства качественного алхимика. Создание гомункулов до этого денька хранилось в глубочайшем секрете, и философы древности подвергали сомнению возможность этого. Но подобные вещи могут быть осуществлены средством алхимического искусства», — смело заявил Парацельс в одном из собственных трактатов. Непростые размышления, в конце концов, наткнули известного доктора на разработку определенного рецепта «искусственного человека». Согласно идеям лекаря, все существа на земле появляются в итоге соединения вещественного тела и небесного, другими словами «астрального актуального духа». Так был должен показаться и гомункул. В качестве вещественного носителя использовалась, очевидно, сперма, а дух привносился путем разных манипуляций с нею (закапыванию в конский навоз и, к примеру, «магнетизации», сущность которой так и не удалось совсем узнать).

Более тщательно рецепт описан самим Парацельсом в нескольких научных работах. В трактате «Мыслимая природа» («De Natura Rerum») алхимик открывает метод сотворения гомункула несколько иносказательно, делая упор на библейские тексты и древние легенды: «В сосуд заключаются органические ткани; при подходящем расположении планет и теплоте появляется пар, который равномерно воспринимает людские формы». В произведении «О природе вещей» манипуляции становятся более элементарными: «Приступать к этому нужно так: положи в пробирку щедро мужскую сперму, запечатай, 40 дней держи в тепле, кое соответствует теплу внутренностей лошадки (другими словами закопай в конский навоз), пока не начнет бродить, жить и двигаться. В ту пору он уже обретет людские формы, но будет прозрачен и нематериален. Последующие 40 недель ежедневно с тщательностью нужно питать его людской кровью и держать в том же теплом месте, на что из него станет реальный, живой ребенок, вточности такой же, как и рожденный от дамы, только намного наименьший. Это то, что мы зовем гомункулусом. Дальше воспитывать его следует с заботой и прилежанием до того времени, пока вырастет и начнет подавать признаки разумного существа». В других работах 1-ый шаг сотворения гомункула описан чуть по другому: «Возьми мужскую сперму и оставь сгнивать её сначала в запечатанной тыкве, позже в лошадином желудке на 40 дней, пока не начнет там что-то жить, двигаться и колотиться».

Какой он, гомункулус? Итак, что все-таки должно было получиться из вскормленной кровью мужской спермы, помещённой в конский навоз? Беря во внимание, что выращивали существо в реторте либо запечатанной пробирке, можно представить, что размеры его должны были быть очень умеренными. Согласно мнениям Парацельса, взрослый гомункул достигал роста в 12 дюймов (в нашей системе измерения это приблизительно 30,5 см.). «Когда существо станет старше, приобретет разум и ум, то будет в состоянии само хлопотать о себе», — уверенно заявлял доктор. Более того, гомункул сумеет ответить на самые заветные вопросы собственного создателя.

Веровал ли сам Парацельс в волшебный рецепт доподлинно непонятно, но последователей, желающих без помощи других провести любознательный опыт, набралось, само собою, много. К огорчению, никому из их не удалось вырастить гомункулуса. Но мысль Парацельса о способности зарождения людской жизни вне материнского организма, непременно, существенно обогнала своё время. В последние годы жизни доктор посвящал этому вопросу в особенности много времени, о чём свидетельствуют его труды «Философия» и «Потаенная философия», «Великая астрономия» и достаточно странноватая «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и иных духах». Отметим, что лекарь всегда отличался остротой мысли и не мучился от неверной скромности. Даже сам его псевдоним «Парацельс» — это ссылка на величавого доктора древности по имени Цельс. Греческая же приставка «пара-» значит «подобный», коим и считал себя эксцентричный алхимик.