Об истории туберкулеза в дореволюционной Рф понятно не достаточно, хотя официальные русские историки, обычно, подчеркивают высочайший уровень заболеваемости — по неким подсчетам, самый высочайший в Европе — и практически полное отсутствие муниципальных мер по борьбе с туберкулезом. Хотя смертность от туберкулеза в Рф к началу Первой мировой войны достигнула 400:100 000, по всей Русской Империи насчитывалось только 43 противотуберкулезных диспансера и 18 санаториев. Для нездоровых туберкулезом предназначалось наименее 1000 коек.
За Первую мировую войну от ран и заболеваний погибли 1 700 000 русских боец; за тот же период утраты посреди штатского населения от туберкулеза составили 2 000 000 человек. Хотя за годы насилия и нужды, последовавших после первой мировой войны и Октябрьской революции, заболеваемость туберкулезом резко возросла, конкретно в это время русское правительство в первый раз разработало и ввело программку борьбы с туберкулезом.
В историческом очерке о борьбе с туберкулезом в СССР Лапина выделяет три периода. 1-ый относится к интервалу меж 1917 г. и началом 2-ой мировой войны: «За этот период была сотворена сеть муниципальных противотуберкулезных учреждений, возросло число профессионалов, были разработаны и внедрены новые формы и способы борьбы с туберкулезом».
В 1918 г. сотворен Народный Комиссариат по Здравоохранению, который начал принимать согласованные меры по исцелению и профилактике туберкулеза. К 1936 г. в противотуберкулезных диспансерах и санаториях работали 27 000 докторов, прошедших специальную подготовку. Как и в Европе, в 20-е годы заболеваемость туберкулезом в Рф начала понижаться. Тем временем, сеть противотуберкулезных учреждений в СССР продолжала расширяться. Главную роль игрались диспансеры. Число противотуберкулезных диспансеров и пт стремительно возросло с 43 до 1 048 с 1914 по 1941 гг. Эти учреждения обслуживали всех нездоровых, независимо от возраста, и занимались диагностикой и исцелением туберкулеза, также санитарно-просветительской и профилактической работой. До возникновения лекарств противотуберкулезные мероприятия сводились к выявлению случаев активного туберкулеза посреди населения, улучшению питания, санаторному и хирургическому исцелению.
Начиная с 1925 г., с возникновением вакцины БЦЖ принципиальное место в борьбе с туберкулезом в СССР заняла вакцинация. Система борьбы с туберкулезом окутала и другие русские республики. Сразу с созданием и расширением сети противотуберкулезных учреждений проходила подготовка профессионалов. В почти всех научно-исследовательских институтах туберкулеза началась подготовка докторов, и к концу 30-х г.г .раз в год выпускали 500 фтизиатров.
К 1931 г. в таких больших городках, как Москва и Ленинград, смертность от туберкулеза легких снизилась в два раза. К моменту вступления СССР во вторую мировую войну в стране было 1 687 противотуберкулезныхдиспансеров,100 000 коек для нездоровых туберкулезом, 18 научно-исследовательских центров (Лапина); для обслуживания этой категории нездоровых было подготовлено 3 800 профессионалов. По сопоставлению с 1913 г., в 1941 г. смертность от туберкулеза в СССР снизилась на 60% — до 80:100 000.
В процессе 2-ой мировой войны, 2-го периода по систематизации Лапиной, риск туберкулеза возрос из-за войны как такой, голода, разрушенной системы здравоохранения и огромной новейшей волны заболеваемости, в силу тогдашних событий недостаточно подтвержденной цифрами. Война нанесла значимый урон системе борьбы с туберкулезом в СССР: к 1944 г. по всей стране уцелело только 285 санаториев и наименее 25 000 коек для нездоровых туберкулезом. Невзирая на эти утраты, с окончанием войны борьба с туберкулезом в СССР непреклонно длилась. Хотя заболеваемость туберкулезом была существенно выше, чем в Западной Европе, и приметно колебалась в различных регионах, уже к 1950 г. этот показатель по Рф составлял наименее 100:100 000.
С окончанием войны совпало возникновение противотуберкулезных препаратов, потому заболеваемость туберкулезом понижалась ускоренными темпами; не считая того, в СССР была сотворена еще больше широкая сеть противотуберкулезных учреждений. За этот период, — 3-й по систематизации Лапиной, — «в СССР сотворена мощная материально-техническая база для борьбы с туберкулезом». Меж 1950 и 1955 гг. число профессионалов, противотуберкулезных кабинетов и стационаров возросло на 60% в городках и на 72% в сельской местности. Число малышей и подростков, раз в год вакцинированных БЦЖ, возросло с 3 миллионов в 1950 г. до 13,5 миллионов в 1959 г.
К 1957 г. было вакцинировано БЦЖ около 130 миллионов человек. Если в 1950 г. на туберкулез было обследовано 4,5 миллиона, к 1958 г. эта цифра возросла до 59,4 миллионов. Заболеваемость и смертность от туберкулеза повсевременно понижались. В 1958 г. Маевский сказал, что за последние 15 лет смертность от туберкулеза свалилась на 75%. К 1961 г. управляющий службы по борьбе с туберкулезом в СССР доложил, что «Советский Альянс достигнул огромных фурроров в борьбе с туберкулезом. Каждый год эпидемиологи предоставляют нам подтверждения, что заболеваемость туберкулезом понижается. По сопоставлению с 50-ми годами, в 60-х заболеваемость городского населения снизилась в два раза, а смертность — в 3,5 раза. В особенности стремительно эти характеристики понижаются посреди малышей и подростков».
К 1969 г. в СССР насчитывалось «около 6 000 противотуберкулезных диспансеров, в том числе 1 800 больших и независящих, 450 000 коек в диспансерах и санаториях и 20 000 фтизиатров». Массовые обследования с внедрением флюорографии выявляли огромное число нездоровых, у каких позднее был доказан диагноз туберкулеза легких. К концу 60-х гг. в СССР раз в год вакцинировали и ревакцинировали 16 миллионов человек.
Так как подготовка профессионалов проводилась централизованно, большая часть фтизиатров придерживалось похожих взглядов на теорию и практику. Хотя хирургическому исцелению в Русском Союзе уделяли более важную роль, чем в Европе, главным способом была комбинированная химиотерапия. Создание и рассредотачивание препаратов тоже было централизованным: к 1950 г. в Русском Союзе начали создавать стрептомицин и другие препараты первого ряда. Туберкулез, как и другие заболевания, вылечивали безвозмездно за счет страны. К 60-м годам русские фтизиатры интенсивно участвовали в мероприятиях ВОЗ по борьбе с туберкулезом и помогали развивающимся странам в организации особых программ.
Сначала 70-х гг. русское правительство продолжало вкладывать значимые средства в противотуберкулезные учреждения, в подготовку и отбор мед персонала и создание противотуберкулезных препаратов. Хотя русская системы борьбы с туберкулезом — вертикальная, направленная на стационарное исцеление и нестандартизованные терапевтические режимы и вспомогательные хирургические способы в отдельных случаях — числилась дорогостоящей и массивной, все же, она позволяла излечить огромную долю нездоровых. После возникновения химиотерапии в большинстве отчетов упоминалась высочайшая эффективность — 75-85% исцеления. В послевоенные годы туберкулез в Рф оставался более всераспространенным, чем в промышленно-развитых западных странах, но заболеваемость понижалась так же, как в Европе и Северной Америке. Согласно отчетам, с 1939 по 1955 гг. заболеваемость туберкулезом снизилась в городках.
С1950 по 1969 гг. по официальным оценкам смертность от туберкулеза в СССР снизилась в 6,5 раз, а в отдельных районах — даже в 10 раз. Меж 1950 и 1989 гг. заболеваемость снизилась в 10,5 раз посреди городского населения.
За период с 1975 по 1990 гг. число первичных случаев в СССР уменьшилось в среднем на 33%, а в таких западных республиках, как Молдавия и Белоруссия, — более чем на 50%. В Прибалтийских республиках и самых богатых западных областях Рф заболеваемость туберкулезом фактически не отличалась от характеристик Франции. Больше распространялась точка зрения, что при массовых обследованиях первичные случаи выявлялись еще пореже; нечастым, по последней мере в Рф, стал туберкулез у малышей. Хотя туберкулез продолжал оставался всераспространенным диагнозом в Казахстане и Сибири, даже самая строгая переоценка русской эпидемиологии подтверждает неуклонное понижение заболеваемости за этот период: «В целом, — отмечают Raviglione и соавт., — бывшем СССР заболеваемость туберкулезом снизилась в 10,5 раз посреди городского населения и в 3,1 раза посреди сельского с 1950 по 1989 гг.»].
Продолжение: «Борьба с туберкулезом в Рф после перестройки»
По материалам:
«Полирезистентный туберкулез: угроза человечеству», Гарвардская мед школа