Медицина Старого Египта: часть I >>
Папирус Смита (XVI в. до н.э.) является одним из самых старых текстов о строении тела человека (в том числе содержит описание мозга) и хирургическом лечении (проведении операций). По длине папирус уступает бумаге Эберса и насчитывает всего 4,68 м. Меж тем, тут приведены описания 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клеточки и позвоночника (травмы чётко систематизированы), также способы их исцеления. Терапия в этом случае указана в виде наставлений: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с сияющей раной» и т.д.. Каждое описание включает заглавие травмы, перечень симптомов, формулировку заключения, список рецептов и объяснение в первый раз использованных фраз и выражений. Примечателен тот факт, что по каждому из 48 случаев выносится один из вердиктов: «я буду его лечить», «я буду бороться» либо «я не буду его касаться». Неблагоприятное заключение встречается 14 раз. Неизлечимым недугом числился, к примеру, паралич верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в итоге травматического повреждения мозга. В папирусе Смита единственный раз встречается волшебная формула, связанная с исцелением раны лба, размозжившей часть черепа. Её приводит С.М. Марчукова:
Изыди неприятель, который в ране,
Выходи бес, который в крови.
Конкурент Гора по обе стороны рта Изиды.
Эта крепость не падет,
Нет противников изнутри..
Я под защитой Изиды,
Мой спасатель — отпрыск Осириса
В других случаях египетские врачи действовали очень обычно: использовали шины из тростника и жесткие повязки (полотно опускали в алебастр) для исцеления переломов, сшивали края ран с помощью нитей, гнойные повреждения присыпали хлебной либо древесной плесенью.
Кахунский папирус является самым старым. Его мед раздел состоит из трёх листов, сохранившихся только фрагментарно, потому что они ремонтировались ещё современниками трактата. 1-ые два листа содержат 17 общих гинекологических рецептов, 3-ий — 17 рецептов строго по определению беременности и выяснению пола ребёнка. В качестве фармацевтических средств рекомендуется пиво, молоко, финики, травки и некие другие вещества. Увлекательное положение определяют по состоянию дамских грудей, цвету лица и глаз. Ещё одна часть Кахуанского папируса посвящена вопросам ветеринарии.
Папирус из Рамсессума является чисто-медицинским и также касается беременности, родов, ухода за новорождённым и прогноза его жизнеспособности. Текст содержит упоминания противозачаточного средства, которое делалось из куска мягенькой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из какашек крокодила и скисшего молока.
Берлинский папирус (приблизительно 1300 г. до н.э.) приводит метод определения пола грядущего малыша и приёмы по выяснению того, сумеет ли дама родить. Для решения первой трудности нужно было смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной дамы и поглядеть, что прорастет ранее: если пшеница — будет девченка, если ячмень — мальчишка. «Для распознания дамы, которая сумеет родить и которая не сумеет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком дамы, которая родила мальчугана, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту, то будет рождать, если вспучит — никогда не будет рожать», — приводит Ю.Ф. Марченко вариант поиска ответа на 2-ой вопрос. Не считая того, папирус содержит много инфы о ревматизме и кровяных сосудах.
Папирус Херста состоит из 16 страничек и содержит описания 260 случаев терапии самых разных заболеваний: дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитических болезней, заболеваний сердца, печени, непроходимости кишечного тракта, диабета, желудочных болезней и заболеваний дыхательных путей, ожогов, язвы, рожистого воспаления, нагноений, цинги, заболеваний уха и носа, гонореи, импотенции, укусов насекомых и змей.
Разумеется, что практика мумифицирования погибших подарила старым египтянам широкий пласт познаний о строении тела человека, внутренних органах и их функционировании. Она же подстегнула развитие хирургии. Не считая того, пространное строительство (к примеру, больших пирамид-усыпальниц для фараонов) было связано с частыми травмами, что давало новейшую «пищу» для практикующих докторов. Только пользующейся популярностью в Старом Египте была профессия одонтолога. Это естественно, потому что исследование мумий показало обширное распространение у египтян томных воспалительных болезней надкостницы, десен и зубов.
Преемственность египетской медицины ярко отражена Гомером в «Одиссее». Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Лена:
«… подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердечку забвенье Бедствий дающего…
Диева светлая дочь обладала там соком расчудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, жена Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает и хороших, лечебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там доктор, превосходящий знаньем глубочайшим
Иных людей, поелику там все из Пеонова рода» (Перевод В. А. Жуковского).